0
187
Газета Кино Печатная версия

22.04.2025 17:56:00

Александр Яценко слушает "Легенды наших предков"

Папа с дочкой разыскивают древних духов на просторах России

Тэги: кинофестиваль, москва, ммкф, иван соснин, легенды наших предков, рецензия


кинофестиваль, москва, ммкф, иван соснин, легенды наших предков, рецензия Журналист после поездки на место старого поселения в тайге всюду видит некое лохматое существо. Кадр из фильма

На Московском международном кинофестивале показали новый фильм Ивана Соснина «Легенды наших предков». Уральский режиссер не в первый раз участвует в ММКФ – в прошлом году его «Пришельца» показывали в основном конкурсе, в этот раз новая работа представлена в секции «Русские премьеры». Мастер тихой бытовой мистики и кинопутешествий по родному краю, Соснин вновь взялся за похожую тему – тут и про отношения близких, и про историю родного края – и снял ее в формате роуд-муви, как и несколько предыдущих работ («Далекие близкие», «Юг»).

Екатеринбургский журналист Антон (Александр Яценко) думает, что сходит с ума: после поездки по заданию редакции в тайгу, где на месте умирающего поселения развернулась очередная масштабная стройка, он начал всюду видеть огромное лохматое существо (Александр Кузнецов). Создание зовет себя владыкой леса, а Антона – новым хранителем легенды о себе. Ее герою рассказала последняя жительница деревни, передав тем самым древнее знание. Владыка убеждает журналиста, что ему необходимо также спасти еще два существа, его брата и сестру, которые тоже могут вот-вот исчезнуть, так как о них помнят лишь пара стариков.

В это же время из Москвы прилетает дочка Антона, Мира (Александра Бабаскина), – с ее мамой (Марьяна Спивак) мужчина недавно разошелся, и та, забрав ребенка, уехала в Москву. Девочка тяжело переживает и расставание родителей, и переезд; отказываясь разговаривать с отцом, она только молча рисует что-то в альбоме. Но Антону все же удается убедить Миру поехать с ним в путешествие: сперва в Коми, где, как говорит владыка леса, живет его сестра Шишига (Наталья Павленкова) – местная водяная, потом аж в Ханты-Мансийск, где старушка-манси еще помнит о горном великане Нер-Ойке (Юрий Колокольников).

Трогательная, почти детская сказка – недаром часть повествования и правда относится к этому волшебному жанру, – впрочем, не оставит равнодушными и взрослых. Общее – наследие малых народов, память об исчезнувших деревнях и поселках, записанные или передаваемые устно предания – переплетается с частным, с историей отца и дочери. Видения, которые до поры до времени доступны лишь Антону – по ходу фильма за ним начинают ходить сразу три духа, – становятся метафорой непростых отношений родителя и ребенка, не требующего ничего, кроме честности. И пока он не начнет относиться с уважением к чувствам девочки, которая имеет право знать всю правду о том, что случилось между ними с ее мамой, почему ей пришлось уехать и как вообще жить дальше, она не сможет разделить с ним в полной мере этот околомистический опыт.

Не менее важной, конечно, является и сама заглавная история о легендах предков. И суть, конечно, не в конкретных персонажах – Кузнецове в лохматом костюме, Павленковой с перепончатыми ушами, 100-метровом Колокольникове, молча корчащем рожи с высоты птичьего полета, – а в целом в плачевной ситуации, связанной с утратой памяти, истории, целых народов. Отсюда – и связи с природой, которая в жизни предков играла первостепенную роль, сохранение которой является обязанностью потомков, но они ею жестоко пренебрегают. Оказывается, что миссия Антона как журналиста, которому опостылело работать на сумасбродного дядю (в роли главреда – Владимир Маркони) и писать заказные тексты, в том, чтобы использовать слово, которым он владеет, для продолжения дела сказителей из прошлого, для того чтобы научить современников ценить незримое, но окружающее со всех сторон.

Соснин вновь поразительно чутко относится к выбору натуры и к материалу, с которым работает, – от цветовой палитры до костюмов, от саундтрека до впечатляющих общих планов, дающих представление о масштабах путешествия героев и о масштабах страны, в истории которой множество развилок, неведомых тропок и не самых очевидных действующих лиц. Которые легко застроить и забыть, но кем тогда будем мы все – без прошлого невозможно будущее. 


Читайте также


ВДНХ переходит в весенний режим: от молодых груш до экстремальных аттракционов

ВДНХ переходит в весенний режим: от молодых груш до экстремальных аттракционов

Татьяна Астафьева

Представители столичных театров высадили деревья и розы, а также установили домики для полезных насекомых

0
1117
"Танцсцены" расширяют диапазон дозволенного

"Танцсцены" расширяют диапазон дозволенного

Наталия Звенигородская

Постановку Вячелава Самодурова показали в Мариинке

0
1798
Господство голых цифр

Господство голых цифр

Елизавета Авдошина

"Человек среднестатистический" в Театре Ермоловой отказывает в привычных ролях актерам и зрителям

0
4216
Москвичи увидят новую жизнь отреставрированных памятников архитектуры

Москвичи увидят новую жизнь отреставрированных памятников архитектуры

Татьяна Астафьева

В Дни исторического и культурного наследия горожане смогут посетить объекты, куда доступ обычно ограничен

0
4041

Другие новости