Все герои фильма – персонажи с двойным дном. Кадр из фильма
В российский прокат выходит «Особо опасный пассажир», новая режиссерская работа Мела Гибсона. Герметичный криминальный экшен, действие которого разворачивается внутри дребезжащего «кукурузника», летящего над просторами Аляски – с Марком Уолбергом в роли не просто антигероя, а настоящего отморозка. Пугающего настолько же, насколько и комичного. Остальные две роли – не считая тех, что за кадром, – исполнили Мишель Докери из «Аббатства Даунтон» и Тофер Грейс.
Группа захвата, возглавляемая федеральным маршалом Мэдолин (Докери), арестовывает скрывающегося в хижине в лесах Аляски бухгалтера Уинстона (Грейс). Он работал на преступную сеть, босса которой недавно тоже удалось «взять», и мгновенно соглашается сотрудничать – то есть дать показания в суде, подтверждающие виновность бандитов. Остается только доставить важного свидетеля на большую землю. Приковав счетовода цепями к хлипкому креслу внутри небольшого самолета – единственный доступный транспорт, – Мэдолин занимает место рядом с пилотом, которым оказывается болтливый мужчина в кепке козырьком назад, представившийся Дэрилом (Уолберг). Но вскоре после взлета у пассажиров начинают закрадываться подозрения в том, нужный ли человек за штурвалом.
Запереть хороших и плохих героев в одном помещении, особенно в таком в прямом смысле герметичном, как самолет, конечно, нельзя назвать оригинальной задумкой. Однако в руках неумелого мастера даже эталонная с точки зрения напряжения и концентрации действия фабула превратится в затянутую и скучную историю – благо не в этом случае. Мел Гибсон использует в своей новой работе козырь – им становится артист Уолберг. Его герой – лысый, с безумным взглядом, готов ломать себе пальцы, чтобы выбраться из наручников, и способен пережить выстрел сигнальной ракетой в грудь.
В целом все немногочисленные роли в картине – на экране, по сути, всю дорогу лишь три человека, и кто-то из троих то и дело в отключке – сделаны неоднозначными, с двойным дном. У маршала Мэдолин не самое светлое профессиональное прошлое, из-за которого она надолго была отстранена от оперативной работы. Уинстон, напротив, делал плохие дела, но чем дальше, тем больше вызывает то ли симпатию, то ли жалость и сочувствие. Признает все ошибки, беспокоится о маме, да и в целом так далек от образа преступника, что в какой-то момент воспринимается как самый безобидный в трио. Про героя Уолберга и говорить нечего – свою истинную личину он долго не скрывает, да и было бы нечестным прятать столь колоритного персонажа от зрителя.
Одно удовольствие наблюдать за тем, как на втором плане зреет монстр. Живучий, беспринципный, лишенный инстинкта самосохранения – некоторые сцены Уолберг действительно отыгрывает за спинами Докери и Грейса, даже в расфокусе фокусируя внимание на себе. Лысина сверкает, как и пугающе широкая улыбка маньяка, убежденного в своей безнаказанности, а то и в своей неуязвимости. Несколько раз сила оказывается на его стороне, он перехватывает инициативу так, что по обе стороны экрана перехватывает дыхание – у одних от напряжения, у других от того, что их душат. «Особо опасный пассажир» при этом разворачивается и за пределами кабины самолета. Взяв управление на себя, маршал Мэдолин учится пилотировать по телефону, успевает раскрыть заговор внутри своей конторы и найти «крота» среди коллег, а также умудряется пофлиртовать с профессиональным летчиком на другом конце провода. Приземление в этот момент становится еще более долгожданным.