Регистратура в загробном мире мало отличается от современных центров госуслуг. Кадр из фильма
В российский прокат выходит новый фильм режиссера и сценариста Александра Фомина «Дорогая, я больше не перезвоню», в которой герой Никиты Ефремова оказывается между жизнью и смертью и пытается вернуться, в прямом смысле, с того света – не только искупая свои грехи и отрабатывая карму, но и молитвами безутешной мамы. Ее сыграла Евгения Добровольская – эта роль стала ее последней.
Даня (Ефремов) живет вполне успешную жизнь: работает в рекламе, где считается профессионалом и зарабатывает неплохие деньги, встречается с красоткой (Агата Муцениеце). Все это, впрочем, не приносит парню никакого удовольствия – креативные задачи и идеи превратились в рутину, попытку успеть все, чтобы когда-то, вот-вот, совсем скоро исполнить свою мечту – увезти пока что незнакомую популярную блогершу (а вовсе не ту девушку, с которой он живет) на тропический остров. Внезапно молодой человек начинает то тут, то там терять сознание. После очередного приступа врачи сообщают Дане, что у него найдена аневризма – и за считанные часы герой впадает в кому. Пока за его телом, утыканным трубками и приборами, наблюдают доктора, сам он оказывается в чистилище, похожем на зону ожидания аэропорта. Улететь отсюда можно либо в рай, либо в ад – и пока что Дане сулит второе, так как очков кармы отчаянно не хватает. Еще есть опция вернуться к жизни, но и тут придется потрудиться, благо в своем путешествии по загробному миру он оказывается не один.
Среди попутчиков – бармен с военными замашками в исполнении Дмитрия Чеботарева, байкерша Милы Ершовой и бабушка самого Даниила, предстающая перед ним в своем молодом теле (Валентина Ляпина). Они, пробывшие на входе в мир иной чуть дольше главного героя, рассказывают ему, как устроено чистилище. Например, есть бюрократическая часть, похожая на отделение какого-нибудь МФЦ, – классические шутки про неповоротливость системы прилагаются. За еду и напитки можно платить все теми же очками кармы. Если умрешь после смерти, то просто вернешься в исходную точку (скорее всего – в приемную местного МФЦ), а прорваться безбилетником на рейс в рай нереально. Впрочем, Даня и компания попробуют захватить самолет с помощью искусственных бластеров, отбиваясь от девушек в надувных крыльях. Одним словом, мир «Дорогая, я больше не перезвоню», хоть во многом и позаимствован из других киномиров (от «Пятого элемента» до бесконечности), получился красочным и занимательным для изучения.
Фильм вроде бы легкий, с незамысловатыми околофилософскими диалогами и шутками про документооборот, долей сюрреалистичного экшена, квестом по потусторонним мирам и прочей пестрой фантастикой с вкраплениями мешанины из религиозных учений и верований, но в то же время пронизанный морализаторством. Начиная с посвящения мамам и бабушкам и заканчивая генеральной идеей о поиске истинного смысла жизни и необходимости быть хорошим человеком пока не поздно. Все герои, включая Даню, оказываются на перепутье, потому что не ценили себя, близких и саму жизнь – что имеем, не храним, потерявши, плачем. Наблюдая со стороны за тем, как борется за его почти бездыханное тело, на которое в какой-то момент готовы махнуть рукой даже врачи, мама и встречая бабушку, проявляющую заботу о внуке аж с того света, Даня, поначалу готовый не выжить, а уже поскорее отправиться в рай, начинает цепляться за соломинки.
Все этот жизнеутверждающий пафос неизбежно ведет к хэппи-энду, который тут получается с нотками светлой грусти – в фильме про жизнь и смерть, конечно, выживут не все. Но шанс исправиться или исправить свои не самые благовидные земные дела есть, согласно сюжету, у каждого. Что говорить о простых ребятах, оступившихся, но осознавших свою ошибку, если даже цирковые клоуны летят первым же рейсом в рай.