Новый мир вселенной «Марвел» вышел не столько дивным, сколько скучным. Кадр из фильма
В прокат вышел «Капитан Америка: Дивный новый мир» – очередной фильм по комиксам о супергероях, в котором пост защитника отечества со щитом полноценно принял на себя Сокол Сэм Уилсон. Звание перешло к нему от Стива Роджерса, а непосредственно роль – от Криса Эванса к Энтони Маки. Все течет, все меняется, но марвеловская машина, немного забуксовав, пытается вновь встать на рельсы, используя для этого линию одного из своих знаковых персонажей, а также заигрывая с политической повесткой. И то, и другое, к сожалению, происходит как-то несмело – настоящая жизнь оказывается куда изобретательнее вымышленного сюжета.
Облаченный в крылатый – наследие Сокола – костюм Капитана Америки и в сопровождении нового Сокола (преемственность распространяется на всех) Хоакина Торреса (Дэнни Рамирес), Сэм Уилсон выполняет задание государственной важности: предотвращает попытку незаконной торговли вымышленным металлом адамантием, который добывают из торчащего посреди Тихого океана окаменевшего целестиала (см. фильм «Вечные»). Ценный материал пытаются поделить между собой несколько стран – в первую очередь США, где как раз избрали нового президента. Им стал бывший одиозный боевой генерал Таддеус Росс (Харрисон Форд), ведущий переговоры с Японией, Индией, Францией. Он же приглашает успешно выполнившего задание Капитана Америку на прием в Белый дом, а тот берет с собой Сокола, а также своего учителя Исайю Брэдли (Карл Ламбли), суперсолдата, которого несколько десятков лет продержали в тюрьме, где ставили над ним эксперименты. В разгар торжества некогда опальный, но вроде как полностью оправданный вояка Брэдли внезапно будто бы сходит с ума (и не он один) и совершает покушение на президента.
Уилсону предстоит выяснить, что послужило причиной нападения, он свято верит в невиновность старшего товарища и, конечно, оказывается прав. Не обошлось без насильственного воздействия на разум – дело рук монстра по имени Сэмюэл Стернс (Тим Блейк Нельсон), ученого, заразившегося кровью Халка и получившего сверхинтеллект и сверхзлодейские намерения. Постичь их суть и пытаются герои, тогда как президент Росс накаляет обстановку вокруг адамантия и ставит под угрозу мирные соглашения. Все пытаются дискредитировать друг друга, в воздухе витает призрак Халка, с которым у президента свои давние и в каком-то смысле семейные счеты – из-за зеленого великана Таддеус не общается с дочерью, когда-то выбравшей отношения с мутантом, а не с отцом. По иронии и с подачи Стернса Росс и его заклятый изумрудный враг становятся близки – на протяжении долгого времени ученый скармливал герою Форда таблетки, которые в итоге превратили его в брата-близнеца Халка, только красного цвета.
И это даже не спойлер – не грех рассказать, потому что ничего другого особо интересного в фильме не происходит. С натяжкой можно считать какие-то политические отсылки и аллюзии, хотя нынешняя реальность превосходит любые попытки киношников, поставивших в заголовок название антиутопии «Дивный новый мир», с ней заигрывать. Харрисон Форд убедителен в роли неоднозначного президента, хотя до того же Трампа ему как до Луны. А вот новый Капитан разочаровывает своей все еще непрошедшей неуверенностью: то и дело можно услышать от него про тяжесть доставшейся ноши и ответственность, которая ему не по плечу. Кое-какая динамика существует лишь в формате батальных сцен, где супергерои противостоят то преступной организации во главе со Змеем (профессиональный антигерой Джанкарло Эспозито), то японскому воздушному флоту, то президенту-Халку.
Всю дорогу звучат разговоры о возрождении команды Мстителей, которым «Марвел», очевидно, пытается разжечь угасший интерес зрителей к экранизациям комиксов и убедить их в том, что несколько последних не самых удачных фильмов вселенной были всего лишь паузой и передышкой. Впрочем, кажется, что эпоха привычных супергероев бесповоротно ушла в прошлое.