0
271
Газета Кино Печатная версия

11.02.2025 18:16:00

Наше всё Юра Борисов

14 февраля в прокат выйдет фильм "Пророк. История Александра Пушкина"

Тэги: кинопремьера, пророк история александра пушкина, феликс умаров, юра борисов


кинопремьера, пророк история александра пушкина, феликс умаров, юра борисов Фильм открыл широкой публике актрису Алену Долголенко, она сыграла Наталью Гончарову. Кадр из фильма

Серьезное название дебютного для Феликса Умарова фильма скрывает за собой увлекательный байопик, не чуждый дурашливости и юмора, который режиссер снимал, словно представив себя современником золотого классика России. Александр Сергеевич Пушкин предстает не как памятник и даже не как основоположник русского литературного языка. В фильме, где роль главного для России поэта исполнил ныне главная звезда российского кино Юра Борисов, Пушкин – обаятельный повеса, африканская кровь среди белоснежных просторов, баловень природы, ревнивый муж и, наконец, человек мистической судьбы.

Картина снята в развлекательном жанре, включающем и захватывающие приключения, и остросюжетный детектив, и любовную мелодраму. Кроме динамично развивающегося байопика, стиль определяет всепроникающая музыка (композитор Райан Оттер). «Пророк» очень напоминает «Стиляг» Валерия Тодоровского, где драматическая линия была насыщена музыкальными интермедиями в стиле джаза и рок-н-ролла, где герои кружились в «карнавале» и пели от избытка чувств, где яркая эпоха выражала себя в синтезе движения, слова и звука. Такой прием применен и в «Пророке».

Последний век царской империи в России представлен как век умопомрачительных балов, блистательных маскарадов, пышных салонов. А Петербург – как Париж времен Виктора Гюго. На его улицах есть и непроходимая грязь, а за углом обшарпанные застенки тюрьмы, и в то же время по улицам пролетают богатые кареты, обеспеченная публика толпится около книжных магазинов, а Николай I в своей резиденции играет в заграничный теннис.

Фильм показывает узнаваемое современное общество, разве что во фраках и мундирах, а не в худи и футболках. Молодые люди, Пушкин со своими друзьями-лицеистами (Константин Данзас – Роман Васильев, Иван Пущин – Илья Виногорский) врываются в жизнь, чтобы дышать, любить, кутить, обретать славу. Это очень живые лица, жаждущие узнать, что там – за горизонтом судьбы. И самый необычный из них Пушкин: робкий и романтичный, а вскоре безбашенный и самый смелый, но и самый чувствительный, и самый вспыльчивый. Именно ему белокожая гадалка (Полина Кутепова) предсказывает все страсти и страхи его жизни. Юра Борисов, кажется, не играет – живет в кадре своей обезоруживающей улыбкой.

В этот век пышных дворцов, седых париков и светских условностей, как вихрь, врывается энергия современного рэпа, именно его битами взрываются вокальные номера, которые с самых первых кадров Царскосельского лицея, где юного Пушкина, будущего пророка и певца свободы, учителя клеймят лентяем и выскочкой, – транслируют ноты протеста и бунта. Бунта, который естественным образом перерастет в восстание декабристов.

Уже будучи к этому моменту в михайловской ссылке, Пушкин, как известно, не доезжает оттуда до Сенатской площади. Фантастически снято оператором Михаилом Хасая мистическое переплетение оледеневших в морозном декабре тел расстрелянных около Зимнего дворца, куда вдруг из «другого кадра» перебегает белый заяц, тот самый, что перешел дорогу Пушкину и стал предзнаменованием беды. Так ушастый уберег поэта от возможной гибели в 1825 году.

Тема диалога с властью одна из центральных в фильме. Едва успев написать первую поэму, Пушкин уже знакомится с начальником царской охранки, жандармом политического сыска Бенкендорфом (Сергей Гилев). С этого момента и до конца жизни он будет под тщательным «присмотром», то переезжая из ссылки в ссылку, то получая перечеркнутые цензурой рукописи «Бориса Годунова», и даже когда тайную полицию пошлют спасти его от роковой дуэли, приставы будут символично бессильны. И инфантильный Николай I (Евгений Шварц), и хитроумный Бенкендорф прекрасно понимают масштаб Пушкина и предпочитают держать его в узде, чтобы не допустить влияния на сознание масс, а еще заваливать правильными литературными заказами – написать, положим, о Петре Первом, а не о сибирских рудах.

Впечатление от фильма несколько портит желание масштабировать кадр и его перспективу, которое повлекло обращение к компьютерной графике. Старинный Петербург показан нарисованным – и не всегда это выполнено качественно (не «Мастер и Маргарита»!). Большая часть сцен снималась в павильонах и в музейных, мемориальных пространствах, которые помогли выстраивать кадры максимально убедительно с точки зрения художественно-постановочной и исторической. В этом смысле фильм снят почти безукоризненно, еще и с голливудским костюмным размахом. Но вот исторические прототипы получились убедительными не у всех актеров. Эгоцентрик Василий Жуковский, старший друг и покровитель Пушкина, в исполнении Ильи Любимова как будто не предполагался как исключительно комический персонаж, но почему-то таким вышел. Мельком появляется сияющей звездой в кругу обожателей Светлана Ходченкова в роли княгини Голицыной, открывшей еще неизвестного Пушкина для петербургского высшего общества. Еще одна эпизодическая роль запоминается: Олег Рязанцев точно и душевно играет слугу, дядьку Пушкина Никиту Козлова.

Два с половиной часа фильма скрупулезно желают вместить все периоды взрослой жизни поэта, для пущей подробности в жанре дневника они даже маркированы в кадре годами и главками, за кадр в экспозицию ставят и поэтическое чтение. С одной стороны, фильм, рассчитанный в том числе на школьную аудиторию, таковое и предполагает, с другой – авторы берут в каждом периоде либо самые известные события (благословение Державина, приезд Пущина в Михайловское), либо дают события конспективно – поездка на Урал, к примеру, где Пушкин собирал материал для «Капитанской дочки» и хроники пугачевского бунта, дана всего одной строчкой. Формат хрестоматии делает сценарий неравномерным, а под конец затянувшимся.

Бросается в глаза и избыточная слащавость: отношения с женщинами показаны в жанре ромкома. От манерной Анны Чиповской в роли графини Воронцовой, давшей Пушкину путевку в профессиональную и личную жизнь, до более приятной в кадре своей искренностью, свежестью и открытием для кино Алены Долголенко в роли жены Пушкина Натали Гончаровой.

Придуман тонкий ход с тем, как именно Пушкин влюбляется в Натали. Уже пресыщенный к тридцати с небольшим годам славой и светом, Пушкин встречает однажды на балу девушку, которая своей непосредственностью западает ему в сердце, а дальше практически во всех кадрах Натали то беременна, то с ребенком на руках. Пушкин счастлив, но судьба не дремлет. Убийца Дантес (Флориан Десбьендра) предстанет как послание дьявольских сил: при знакомстве он напомнит Пушкину и о его молодых любовных похождениях, не жалевших честь чужих мужей.

Нерв времени чувствуется в том, как раскрывается тема смерти. Перед тем как Пушкин на дуэли должен выстрелить, его секундант Данзас просит его одуматься и отказаться от дуэли вовсе: не стреляй, ты не сможешь пережить смерть человека, говорит опытный офицер армии. Театр говорит о том же: в премьере Московского театра им. Маяковского спектакль «Евгений Онегин» пропитан темой смерти. Онегин убивает поэта Ленского ближе к финалу, но абрис его могилы виднеется уже с пролога. Онегин потухнет, отравляя себя, не успев начать жить. На смерти невозможно построить свое счастье.

Последнее, что Пушкин в фильме попросит перед смертью у Натали, похожей больше на воздушную нимфу, когда его уже принесут в квартиру на Мойку, – покормить его морошкой. Смерть как таковая в кадре не показана, ведь Пушкин – вечен. 


Читайте также


Андроид-компаньон устраивает бунт

Андроид-компаньон устраивает бунт

Наталия Григорьева

Парень настроил девушку под себя – и просчитался

0
2157
Луи Гаррель спасает Венсана Касселя в горах

Луи Гаррель спасает Венсана Касселя в горах

Наталия Григорьева

Актеры сыграли двух друзей-летчиков в биографической ленте

0
5532
Мальчик-пума учится быть оборотнем

Мальчик-пума учится быть оборотнем

Наталия Григорьева

Фильм "Дети леса" рассказывает о школе для ребят и зверят

0
7633
Павел Табаков отправляется с друзьями "По барам"

Павел Табаков отправляется с друзьями "По барам"

Наталия Григорьева

Бывшие одноклассники выясняют, есть ли дружба после взросления

0
9500

Другие новости