Фильм открыл широкой публике актрису Алену Долголенко, она сыграла Наталью Гончарову. Кадр из фильма
Серьезное название дебютного для Феликса Умарова фильма скрывает за собой увлекательный байопик, не чуждый дурашливости и юмора, который режиссер снимал, словно представив себя современником золотого классика России. Александр Сергеевич Пушкин предстает не как памятник и даже не как основоположник русского литературного языка. В фильме, где роль главного для России поэта исполнил ныне главная звезда российского кино Юра Борисов, Пушкин – обаятельный повеса, африканская кровь среди белоснежных просторов, баловень природы, ревнивый муж и, наконец, человек мистической судьбы.
Картина снята в развлекательном жанре, включающем и захватывающие приключения, и остросюжетный детектив, и любовную мелодраму. Кроме динамично развивающегося байопика, стиль определяет всепроникающая музыка (композитор Райан Оттер). «Пророк» очень напоминает «Стиляг» Валерия Тодоровского, где драматическая линия была насыщена музыкальными интермедиями в стиле джаза и рок-н-ролла, где герои кружились в «карнавале» и пели от избытка чувств, где яркая эпоха выражала себя в синтезе движения, слова и звука. Такой прием применен и в «Пророке».
Последний век царской империи в России представлен как век умопомрачительных балов, блистательных маскарадов, пышных салонов. А Петербург – как Париж времен Виктора Гюго. На его улицах есть и непроходимая грязь, а за углом обшарпанные застенки тюрьмы, и в то же время по улицам пролетают богатые кареты, обеспеченная публика толпится около книжных магазинов, а Николай I в своей резиденции играет в заграничный теннис.
Фильм показывает узнаваемое современное общество, разве что во фраках и мундирах, а не в худи и футболках. Молодые люди, Пушкин со своими друзьями-лицеистами (Константин Данзас – Роман Васильев, Иван Пущин – Илья Виногорский) врываются в жизнь, чтобы дышать, любить, кутить, обретать славу. Это очень живые лица, жаждущие узнать, что там – за горизонтом судьбы. И самый необычный из них Пушкин: робкий и романтичный, а вскоре безбашенный и самый смелый, но и самый чувствительный, и самый вспыльчивый. Именно ему белокожая гадалка (Полина Кутепова) предсказывает все страсти и страхи его жизни. Юра Борисов, кажется, не играет – живет в кадре своей обезоруживающей улыбкой.
В этот век пышных дворцов, седых париков и светских условностей, как вихрь, врывается энергия современного рэпа, именно его битами взрываются вокальные номера, которые с самых первых кадров Царскосельского лицея, где юного Пушкина, будущего пророка и певца свободы, учителя клеймят лентяем и выскочкой, – транслируют ноты протеста и бунта. Бунта, который естественным образом перерастет в восстание декабристов.
Уже будучи к этому моменту в михайловской ссылке, Пушкин, как известно, не доезжает оттуда до Сенатской площади. Фантастически снято оператором Михаилом Хасая мистическое переплетение оледеневших в морозном декабре тел расстрелянных около Зимнего дворца, куда вдруг из «другого кадра» перебегает белый заяц, тот самый, что перешел дорогу Пушкину и стал предзнаменованием беды. Так ушастый уберег поэта от возможной гибели в 1825 году.
Тема диалога с властью одна из центральных в фильме. Едва успев написать первую поэму, Пушкин уже знакомится с начальником царской охранки, жандармом политического сыска Бенкендорфом (Сергей Гилев). С этого момента и до конца жизни он будет под тщательным «присмотром», то переезжая из ссылки в ссылку, то получая перечеркнутые цензурой рукописи «Бориса Годунова», и даже когда тайную полицию пошлют спасти его от роковой дуэли, приставы будут символично бессильны. И инфантильный Николай I (Евгений Шварц), и хитроумный Бенкендорф прекрасно понимают масштаб Пушкина и предпочитают держать его в узде, чтобы не допустить влияния на сознание масс, а еще заваливать правильными литературными заказами – написать, положим, о Петре Первом, а не о сибирских рудах.
Впечатление от фильма несколько портит желание масштабировать кадр и его перспективу, которое повлекло обращение к компьютерной графике. Старинный Петербург показан нарисованным – и не всегда это выполнено качественно (не «Мастер и Маргарита»!). Большая часть сцен снималась в павильонах и в музейных, мемориальных пространствах, которые помогли выстраивать кадры максимально убедительно с точки зрения художественно-постановочной и исторической. В этом смысле фильм снят почти безукоризненно, еще и с голливудским костюмным размахом. Но вот исторические прототипы получились убедительными не у всех актеров. Эгоцентрик Василий Жуковский, старший друг и покровитель Пушкина, в исполнении Ильи Любимова как будто не предполагался как исключительно комический персонаж, но почему-то таким вышел. Мельком появляется сияющей звездой в кругу обожателей Светлана Ходченкова в роли княгини Голицыной, открывшей еще неизвестного Пушкина для петербургского высшего общества. Еще одна эпизодическая роль запоминается: Олег Рязанцев точно и душевно играет слугу, дядьку Пушкина Никиту Козлова.
Два с половиной часа фильма скрупулезно желают вместить все периоды взрослой жизни поэта, для пущей подробности в жанре дневника они даже маркированы в кадре годами и главками, за кадр в экспозицию ставят и поэтическое чтение. С одной стороны, фильм, рассчитанный в том числе на школьную аудиторию, таковое и предполагает, с другой – авторы берут в каждом периоде либо самые известные события (благословение Державина, приезд Пущина в Михайловское), либо дают события конспективно – поездка на Урал, к примеру, где Пушкин собирал материал для «Капитанской дочки» и хроники пугачевского бунта, дана всего одной строчкой. Формат хрестоматии делает сценарий неравномерным, а под конец затянувшимся.
Бросается в глаза и избыточная слащавость: отношения с женщинами показаны в жанре ромкома. От манерной Анны Чиповской в роли графини Воронцовой, давшей Пушкину путевку в профессиональную и личную жизнь, до более приятной в кадре своей искренностью, свежестью и открытием для кино Алены Долголенко в роли жены Пушкина Натали Гончаровой.
Придуман тонкий ход с тем, как именно Пушкин влюбляется в Натали. Уже пресыщенный к тридцати с небольшим годам славой и светом, Пушкин встречает однажды на балу девушку, которая своей непосредственностью западает ему в сердце, а дальше практически во всех кадрах Натали то беременна, то с ребенком на руках. Пушкин счастлив, но судьба не дремлет. Убийца Дантес (Флориан Десбьендра) предстанет как послание дьявольских сил: при знакомстве он напомнит Пушкину и о его молодых любовных похождениях, не жалевших честь чужих мужей.
Нерв времени чувствуется в том, как раскрывается тема смерти. Перед тем как Пушкин на дуэли должен выстрелить, его секундант Данзас просит его одуматься и отказаться от дуэли вовсе: не стреляй, ты не сможешь пережить смерть человека, говорит опытный офицер армии. Театр говорит о том же: в премьере Московского театра им. Маяковского спектакль «Евгений Онегин» пропитан темой смерти. Онегин убивает поэта Ленского ближе к финалу, но абрис его могилы виднеется уже с пролога. Онегин потухнет, отравляя себя, не успев начать жить. На смерти невозможно построить свое счастье.
Последнее, что Пушкин в фильме попросит перед смертью у Натали, похожей больше на воздушную нимфу, когда его уже принесут в квартиру на Мойку, – покормить его морошкой. Смерть как таковая в кадре не показана, ведь Пушкин – вечен.