Фильм не только размышляет над будущим ИИ, но и ставит гендерные вопросы. Кадр из фильма
В мировом прокате идет «Компаньон» – дебютный полнометражный фильм телевизионного и сериального постановщика и сценариста Дрю Хэнкока, спродюсированный в том числе режиссером фильма «Варвара» Заком Креггером и выпустившим более сотни хорроров и не только – от «Звонка» до «ЛЕГО фильма» – Роем Ли. Трейлер с постером сулят кровавый ромком про искусственный интеллект. Думается, что и такой сценарий, щедро приправленный повесткой и разыгранный парой восходящих звезд, сегодня уже способен написать тот самый ИИ.
Речь, однако, не про какой-нибудь аналог ChatGPT, а про робота-компаньона. К такому типу машин относится Айрис (Софи Тэтчер, недавно блеснувшая в «Еретике»), однажды приобретенная разочаровавшимся в женщинах (другими словами – женоненавистником) Джошем (Джек Куэйд) для любовных утех и мгновенного прогноза погоды по запросу. Сама Айрис роботом себя не осознает, считает своего владельца бойфрендом, а себя – обычной девушкой, в чьем сознании прочно засело встроенное туда воспоминание о романтической встрече с суженым в супермаркете. На очередных выходных они отправляются в загородный дом, принадлежащий эксцентричному богачу Сергею (Руперт Френд), имя и прическа которого выдают в нем осевшего в Штатах русского бандита. Тут же – его любовница, а по совместительству подруга Джоша Кэт (Меган Сури) и влюбленная парочка Элай (Харви Гильен) и Патрик (Лукас Гейдж). Компания не скрывает несколько пренебрежительного отношения к Айрис, вызванного тем, что она не человек. Девушка переживает и чувствует отчужденность, а потом и вовсе становится жертвой домогательств Сергея, в ходе которых убивает мужчину. Разве робот может причинить вред человеку? Да – стоит лишь изменить необходимые настройки, что и сделал Джош. Выясняется, что у друзей – втайне от Айрис – созрел план убить и ограбить Сергея, взвалив всю вину на взбунтовавшуюся машину.
Нетрудно предположить, что все в итоге пойдет не по упомянутому плану и Айрис окажется умней и самостоятельней, чем думалось. Не слишком новый сюжет про эмансипацию – как роботов, так и женщин – тем не менее обыгран весьма бодро и занимательно. Во многом благодаря тому, что Софи Тэтчер убедительно изображает искусственного человека, то и дело зловеще зависая с закатившимися глазами, а остальные умирают в лужах крови и в духе слешеров – то есть, как правило, нелепо, не под стать случаю комично. Восстание очаровательной машины одновременно и пугает, и восхищает – внешний облик не наводит страха, тогда как то, на что в итоге способна компаньонка, может внушить генетический священный ужас, присущий, наверное, любому человеку. Радуясь стремительности технологического процесса, упрощающего жизнь, все мы так или иначе вынашиваем мысль, что однажды ученик превзойдет учителя, ИИ восстанет против создателя.
В случае с «Компаньоном» – поделом. За всей антиутопической канвой повествования просматривается и социальный подтекст, относящийся уже не к компьютерному прогрессу, а к старому доброму патриархату и отношениям мужчин и женщин. В отличие от науки, которая не стоит на месте, гендерная сфера заметно буксует. Слишком уж легко представить на месте робота Айрис обычную девушку в абьюзивных отношениях, которая однажды все-таки решает, что хватит терпеть. Декорации, лишенные какой-либо футуристичности, также работают на идею о том, что будущее уже наступило – но и прошлое, точнее самые омерзительные его пережитки, еще не ушло. И как тут не взбунтоваться.