Летчику Сент-Экзюпери предстоит найти пропавшего друга. Кадр из фильма
В российский прокат выходит «Сент-Экзюпери» – байопик о французском писателе и пилоте Антуане де Сент-Экзюпери, чья жизнь, для многих известная лишь по сказочной повести «Маленький принц», была полна удивительных приключений и опасных путешествий. В фильме, снятом режиссером Пабло Агеро, описан лишь один из подобных эпизодов – впрочем, явно оказавший огромное влияние на жизнь и творчество Экзюпери. В главных ролях – Луи Гаррель, Венсан Кассель и Дайан Крюгер.
Начало 30-х годов прошлого века, летчики Антуан де Сент-Экзюпери (Гаррель), или, как сокращенно зовут его друзья, Сент-Экз, вместе со старшим коллегой Анри Гийоме (Кассель) и его супругой – диспетчером Ноэль (Крюгер) работают в Аргентине, в филиале французской компании «Аэропосталь», осуществляющей доставку почты по воздуху. На маршрутах то и дело из-за несовершенства техники случаются аварии, но приятели привыкли выручать друг друга. А еще они неустанно ищут способы усовершенствовать самолеты, чтобы, к примеру, иметь возможность подняться выше, перелететь через хребет Анд и доставлять письма быстрее и эффективнее, чем поездами. В один из полетов пропадает связь с Гийоме, все указывает на то, что пилот разбился в горах, – и даже ушлые аргентинские контрабандисты ни за какие деньги не соглашаются отправиться на его поиски. Но Сент-Экз и Ноэль не готовы сдаваться – вооружившись своим блокнотом с заметками и рисунками, а также воспоминаниями о рассказах друга, который во время своих вылетов нередко совершал остановки в тех или иных малоизученных уголках, Антуан отправляется в путь. Точнее – в настоящее путешествие. Очень похожее на то, которое однажды совершит персонаж его самого известного произведения.
Фильм отчаянно пытается – явно для привлечения более широкой аудитории, которая, как уже было сказано, слышала об Экзюпери исключительно в контексте «Маленького принца», – притянуть одни факты биографии героя к другим. Используя красивые, не поспоришь, художественные приемы. Тот самый блокнот, который Антуан всюду носит и возит с собой, этакий черновик будущего рассказа, уникальность которого – в совмещении текста и рисунков. Герой, в каждом втором кадре облаченный в тот самый развевающийся на ветру длинный шарф, набрасывает на страницах портреты и силуэты случайных знакомых, обещая им, что теперь они оживут в виде рисунка и отправятся с ним в каждое новое путешествие. Здесь же он рассчитывает, рисуя одному ему понятные круги и стрелки, место предполагаемого крушения Гийоме – и в итоге находит его.
Метод этот перекликается с идеей и концепцией того же «Маленького принца», воспевшего безграничную силу фантазии. Способной наделить жизнью все вокруг, подарить небывалые впечатления – и надежду, что не дает сдаться и ведет вперед. Один финал – тот, в котором Антуан и Ноэль обнаружат замерзшего, но живого Анри, – окажется счастливым. Другой, спустя годы настигнувший сперва Гийоме, а потом и самого Экзюпери, – печальным. Оба друга оставили неизгладимый след в истории тем, чему посвятили свои жизни. Будь то авиации, пионерами и преданными до последних дней служителями которой они были, или же литература – в произведениях Сент-Экзюпери можно отыскать подробности всей его не столь уж долгой, но насыщенной (хватило бы на несколько) жизни.
Отдельно выделить актерские работы, несмотря на известные имена в титрах, тоже не получится – все играют не более чем художественно оформленные иллюстрации реальных людей, интересных как по отдельности, так и группой. Красиво летают в самолетах над горами и полями, тревожно переговариваются по радиосвязи, бьются за жизнь и свое дело – несмотря на драматизм всего происходящего, играют историю ровно и без надрыва. Кажется, судьба Антуана де Сент-Экзюпери заслуживает куда более масштабной, глубокой и изобретательной биографической ленты (может, даже сериала) – остается надеяться, что однажды придет ее время.