Четверо друзей во главе с заводилой компании Семеном (Павел Табаков) все-таки выбираются в ночной город. Кадр из фильма
В российский прокат выходит комедия «По барам» – новая работа Александра Фомина, который известен как режиссер и сценарист фильма «Молодой человек» и недавно вышедшего сериала «Министерство Всего Хорошего», а также как автор «Караморы» Данилы Козловского. «По барам» выглядит очень личной для Фомина историей (есть даже посвящение друзьям) – этакое размышление о том, что случается с теми, кто «с первого класса вместе», когда они вырастают. Снятое в формате оригинального роуд-муви, где в качестве путешествия – бархоппинг, он же забег по барам.
Четверо приятелей дружат еще со школьной скамьи, но беззаботные детские деньки, когда можно было попивать пивко на лавке в парке, давно позади. Музыкант Вадим (Эльдар Калимулин) уезжает с группой в очередной тур, ведущий свадеб Ярик (Дмитрий Ендальцев) проводит одно мероприятие за другим, Миша (Александр Алябьев) готовится к свадьбе и никуда не ходит без будущей жены Кати (Мария Лисовая). Заводила компании Семен (Павел Табаков) тщетно пытается собрать приятелей на традиционный поход по барам – приходится угрожать и скандалить, но в итоге четверо друзей все-таки выбираются в ночной город. Чтобы отметить 20-летие дружбы и посетить 20 баров подряд – и это приключение станет судьбоносным для каждого.
С первых же минут картина Фомина напоминает сразу несколько других: завязка – «Армагеддец», диалоги – любой фильм «Квартета И», депрессивный подтекст – «Еще по одной». Радует, что создатели и не скрывают референсы и источники вдохновения, в одном из эпизодов называя в разговоре о том, почему мужчины всегда дружат вчетвером, почти все упомянутые выше работы.
Фильм в целом отчаянно старается быть не серьезным, а этаким «пост-пост, мета-мета». Но бесконечное заигрывание с актуальной повесткой и свежими мемами выглядит как герой Эльдара Калимулина, который, как полагается рок-музыканту, красит ногти в черный и подводит глаза – то есть так, будто взрослые нелепо пытаются молодиться, не только не попадая в тренды, но еще больше выдавая свой истинный возраст. И превратить это в иронию и самоиронию никак не выходит – к сожалению, не хватает других слоев и смыслов.
Впрочем, если не придираться, то можно разглядеть местами даже обаятельную историю о дружбе, которая претерпевает экзистенциальный кризис на фоне калейдоскопа московских (в кои-то веки не питерских) питейных заведений. Что ни бар – то новые настойки и новые откровения.
Оказывается, что приятели, которые знают друг друга всю жизнь, ничего друг о друге не знают. Посмеиваются над важными вещами, либо не понимая, что они важны, либо скрывая свои собственные страхи. Как герой Павла Табакова, который больше всех издевается над «женатиками», не признаваясь себе в желании наконец тоже остепениться. Вадиму мешают идти вперед незрелые амбиции и неправильно расставленные приоритеты – недаром отец (Александр Лазарев-мл.) спросит, что для него важнее, желание заниматься музыкой или стремление к славе.
Остальные тоже погружены во вполне взрослые и судьбоносные проблемы, но, оказавшись в компании, отчаянно преуменьшают их значимость – так хочется оставаться юным, беззаботным, циничным. А уже не выходит, да и столько не выпить. Подытоживает мысль сам режиссер Фомин в роли «пятого колеса», еще одного друга, который давно выпал из обоймы, женившись и нарожав детей раньше всех – в эту ночь он попытается нагнать, но поезд давно ушел.
Впрочем, не все так печально – да и не печально вовсе. Попытки остановить время, вернуть прекрасную пору безответственности, застыть в юном возрасте естественны для каждого. Поэтому никакого приговора, морального суда или наказания в финале нет и быть не может. Сплошной хеппи-энд, сулящий начало нового этапа не только жизни каждого из друзей, но и самой их дружбы, которая, как и любые отношения, требует работы.