Кадр из фильма «Агния». Реж. Павла Стратулат
30 января 2025 года в ограниченный прокат по России выйдет современная сказка «Агния» о печнице, живущей в маленьком городе на Крайнем севере, режиссера Павлы Стратулат – выпускницы Павла Лунгина и Юрия Арабова. Главные роли в картине исполнили Евгения Громова и Сергей Гилев. Также в касте фильма Михаил Тройник, Полина Райкина, Анна Патокина, Алина Ходжеванова и другие актеры. Продюсером выступила Сабина Еремеева. С 28 января по 12 февраля в Москве и других городах (Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Омске, Самаре и Перми) проходят спецпоказы фильма с участием членов съемочной группы.
Премьера фильма состоялась на фестивале актуального российского кино «Маяк», где картина получила две награды: за лучший сценарий (Павла Стратулат) и лучшую женскую роль (Евгения Громова). Фильм сразу назвали «нашим сказочным “Убийством священного оленя”».
Картина рассказывает историю своенравной печницы Агнии, которая живет на Крайнем Севере в аварийном доме, ловит рыбу в проруби и в одиночку растит сына. Сезонная работа не позволяет ей накопить денег на новое жилье, а новый глава местной администрации Борис не торопится расселять остро нуждающихся в этом людей. Согласившись на предложение Бориса выложить печь в его доме, Агния использует «клиента» для достижения своей главной цели — поскорее переехать в долгожданную жилплощадь. И справляется она с этой задачей весьма нетривиальным способом.
История жизни на Крайнем Севере для Павлы Стратулат личная – режиссер родилась за Полярным кругом, в таком же плохо отапливаемом доме. Редкая профессия главной героини для автора тоже не случайна: мама Павлы Стратулат – матрос.
Фильм снят в жанре магического реализма, с обилием символических мотивов (сценарий любопытно и витиевато переплетает антитезу «тепло-холод»). Но сквозь сказочный мир напористо прорывается социальная сатира, местами очень остроумная, местами слишком прямолинейная. Пока режиссеру не удалось «бесшовно» срастить два этих ярких метода в кадре, но дебютный полный метр точно можно назвать хорошей заявкой на будущее. Кроме того, фильм четко наследует выдающимся мастерам Павлы Стратулат, у которых она училась, Павлу Лунгину и Юрию Арабову, что подчеркивает органичную смену поколений в российском кинематографе.