За размеренной деревенской жизнью у Озона скрываются тайны. Кадр из фильма
До российского проката добрался новый фильм Франсуа Озона. Французский режиссер не снижает темпа и стабильно выпускает по картине если не каждый год, то уж точно раз в два года. Премьера «Что случилось осенью» состоялась на фестивале в Сан-Себастьяне, где лента в итоге получила призы за лучший сценарий – его Озон писал со своим на протяжении нескольких лет постоянным соавтором Филиппом Пьяццо – и лучшую роль второго плана (Пьер Лоттен).
Мишель (Элен Венсан) живет одна в идиллической французской деревушке – у нее большой дом и сад, вокруг раскинулся живописный лес, по соседству живет лучшая подруга Мари-Клод (Жозиан Баласко). Вместе женщины ходят на прогулки, пьют кофе, а иногда Мишель подвозит Мари-Клод в местную тюрьму, где томится в заключении сын последней, Венсан (Лоттен). Почему – неизвестно, но обе женщины искренне переживают за судьбу парня и надеются на скорое освобождение. У самой Мишель в Париже живут дочь Валери (Людивин Санье) и внук Люка (Гарлан Эрлос), которые со дня на день должны приехать навестить бабушку, а мальчику и вовсе предстоит остаться в деревне до конца школьных каникул.
Мишель в предвкушении, вместе с Мари-Клод они набирают грибов во время очередной прогулки – самый сезон, – и женщина готовит угощения для родных. Отношения с дочерью, как оказывается, у нее напряженные – та проходит через болезненный развод, много работает, да и в целом, кажется, давно обижена на мать. С порога огрызается, заводит разговоры про то, что неплохо бы Мишель переписать на нее, помимо парижской квартиры, еще и дом, однако единственная не отказывается от грибной закуски. И уезжает на скорой с отравлением.
Этот несчастный случай запускает цепочку событий, после которых грибной инцидент покажется незначительным происшествием. С новым фильмом Франсуа Озон, последние несколько лет словно экспериментировавший с оттенками жанров – от ретро и религиозных драм до ремейка Фассбиндера и историй про мужчин, – возвращается к тому, в чем ему нет равных. Мастерской зарисовке про женщин с обязательным трупом. Невинная на первый взгляд старушка Мишель, которая сама начинает подозревать у себя начальную стадию деменции, чем дальше, тем больше раскрывается, обнаруживая не только ясный ум, но и темное прошлое – а так и не заподозришь.
По сюжету разбросаны загадки, герои многое недоговаривают, оставляя зрителю пространство для домыслов и интерпретаций. Даже основное преступление остается за кадром, а его подробности – действительно ли это преступление или же все-таки еще один несчастный случай – неизвестны, в том числе и героям фильма. Персонажи вынуждены создавать для себя версии и действовать согласно собственным домыслам, что придает фильму флер тихого детектива, даже триллера, где поиск преступника или правды – не конечная цель.
Как всегда у Озона, поражает не только филигранный сценарий и постановка, но и тончайшая актерская игра. В первую очередь, конечно, Элен Венсан, за чьим обликом божьего одуванчика в саду скрывается страстная натура, женщина непростой судьбы и характера, стойко принимающая удары и лихие повороты жизни. Многое не проговаривается, а появляется на лице, во взгляде, изгибе бровей, в движении губ. Заложенная в оригинальном названии игра смыслов (дословно с французского можно перевести заглавие фильма как «Когда приходит осень») намекает не только на смену сезонов, но и на конкретный отрезок жизни – старение, которое принято сравнивать с осенью. Но вместо сопутствующих этому образу мрачных картин увядания Озон предпочитает показать и время года как вполне солнечное, еще зеленое, плодородное, и пору жизни как еще способную принести массу приятных и не очень впечатлений – все может измениться, даже если кажется, что переменам больше нет места. Не конец, а лишь этап, после которого могут пройти еще годы и годы – много лет (и зим, и вёсен, и осеней).