Сцены тайных встреч любовников сняты динамично. Кадр из фильма
В российский прокат выходит «Плохая девочка» – пикантный триллер нидерландского режиссера Халины Рейн, премьера которого состоялась в рамках конкурсной программы Венецианского кинофестиваля. Главную роль – властной женщины, которая хочет подчиняться, – сыграла Николь Кидман, а ее партнерами стали Антонио Бандерас и Харрис Дикинсон.
Роми (Кидман) руководит крупной компанией, которая занимается автоматизацией процессов – производит различных роботов. Почти 20 лет она замужем за театральным режиссером Джейкобом (Бандерас), от которого родила двух дочерей – сейчас уже подростков. В общем, дом – большой и уютный особняк – полная чаша. Но за фасадом семейной идиллии скрывается неудовлетворенность, ведь, как оказывается, в интимной жизни с мужем Роми не получает желаемого. Тем временем компания набирает стажеров, один из которых – Сэмюэл (Дикинсон) – с порога проявляет дерзость и нарушает субординацию. А Роми только того и надо.
«Плохая девочка» начинается весьма интригующе, завязка и впрямь сулит триллер о власти, сексе и прочих тонкостях межполовых отношений. Разница в возрасте и статусе героев усиливает любой конфликт. На деле же выходит недостаточно остро и внятно – этакая попытка поиграться в Верховена с учетом актуальной гендерной повестки. Еще до официального знакомства, увидев, как Сэмюэл легко и непринужденно успокаивает на улице агрессивную собаку, Роми осознает истинную природу своих желаний. Парень также довольно быстро смекает, что нужно начальнице, и вот они уже неловко мнутся в номере дешевого отеля: он заставляет ее встать на четвереньки, кормит конфеткой с руки и поит молоком из миски. Тема с молоком проходит через фильм красной нитью, запутывая зрителя – началось-то все вроде бы с собаки, но игры выходят какие-то кошачьи.
Сцены «свиданий» тайных любовников сняты динамично и, пожалуй, действительно соответствуют заявленному жанру: под бодрый саундтрек из хитов группы INXS и Джорджа Майкла пара томно воплощает свои фантазии с оттенком БДСМ – выглядит стильно, не пошло и по-взрослому, что заставляет избавиться от невольных ассоциаций с картонной сагой «Пятьдесят оттенков». А вот все, что происходит, так сказать, при свете дня, скорее разочаровывает. Не посылом – он как раз очень правильный, феминистический и по-хорошему современный, а реализацией. Не хватает накала, для которого тут все предпосылки, и персонажи увязают в недостаточно заостренном сюжете. Впрочем, приглушенный тон и ритм повествования нисколько не мешают увидеть сильные стороны «Плохой девочки». И то, в какой хорошей форме – и физической, и артистической – играющая ее Николь Кидман.
На пути у страсти встает мораль, а вместе с ней и этический шантаж: Роми может уволить Сэмюэла, но он тогда расскажет всем об интрижке, и тут уже уволят ее. Героиня Кидман, оказавшись в западне, постепенно теряет наработанные годами надменность и ощущение контроля над ситуацией. Казалось бы, того и добивалась, но вместо удовольствия душу съедают страх, стыд, нежелание быть пойманной и лишенной всего. Сэмюэл же заигрывается, переходя все границы – в том числе совсем уж личные, то есть переступает порог дома Роми.
Конечно, все это ведет к торжеству женщины, ее трансформации и обретению новой силы. В конце концов, картина снята женщиной, а на дворе уже 2025 год (2024-й, если быть точным по отношению к дате выхода фильма). Так что патриархат попросту не может восторжествовать, и победитель в игре в подчинение и унижение очевиден. Потому так ценен финал фильма, в котором и муж вернется, и сальный босс из совета директоров получит от Роми достойный отпор – да и кого ей бояться? Уж точно не тех, у кого молоко на губах не обсохло. n