Съемки сериала проходили в Колумбии. Кадр из телесериала
На Netflix вышел сериал «Сто лет одиночества» – экранизация одноименного произведения колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса, за которую автор получил Нобелевскую премию. Образец и эталон магического реализма в литературе проделал долгий путь от оригинала до экранного воплощения – сам автор был против того, чтобы по его программному произведению снимали кино, однако наследники все же продали права стримминговому сервису с условием, что съемки будут проходить в Колумбии, а большую часть группы составят местные жители.
Netflix не скупится на подобные эксперименты, так что на родине автора и правда были выстроены масштабные декорации, а бюджет страны пополнился на несколько десятков миллионов долларов. Сериал разбит на две части – пока что вышли первые восемь серий, охватывающих события половины романа.
Хосе Аркадио Буэндиа (Марко Гонзалес) и Урсула Игуаран (Сусана Моралес) любят друг друга и готовятся к свадьбе. Предстоящую счастливую жизнь омрачают пересуды и зловещие пророчества, гуляющие по деревне, – молодожены приходятся друг другу двоюродными братом и сестрой, такие союзы нередки в их семье и сулят рождение больных детей. Мать Урсулы дарит дочери на праздник пояс целомудрия, и первые месяцы пара из страха избегает близости. Селяне шепчутся за спинами, а однажды сосед напрямую оскорбляет Хосе Аркадио, за что тот убивает обидчика и, наконец, вступает в интимную связь с супругой. Призрак убиенного теперь преследует мужа и его уже беременную жену, вынуждая тех собрать группу единомышленников и покинуть родной дом в поисках нового пристанища. Долгие скитания по горам, лесам, болотам к морю, которого все нет и нет, приводят Буэндиа и остальных к месту, на котором вскоре вырастет поселение, названное Макондо. В нем его основатели и их потомки проживут столетие, от расцвета и процветания до полного заката, и целого рода, и всего города.
Авторы сериала – в том числе режиссеры Алекс Гарсия Лопес и Лаура Мора Ортега – обходятся с книгой Маркеса максимально бережно, не только с уважением, но будто бы с опаской нарушить и разрушить величие и магию знакового произведения. Поэтому идут по тексту, не пытаясь интерпретировать и превращать существующее во что-то новое. В этом одновременно и плюс сериала, но и некое разочарование в конечном результате – будто бы той самой магии, которой наполнена литература Маркеса, недостает. И дело не в спецэффектах и мистических персонажах, явлениях, событиях – их хватает, от левитации до явлений существ из потустороннего мира, от дара ясновидения до охватывающих Макондо сверхъестественных явлений вроде массовой бессонницы или четырехлетнего дождя.
Речь скорее о пронизывающем страницы «Ста лет одиночества» ощущении рокового стечения всех обстоятельств, той непреодолимой силы на грани реальности и магии, сопутствующей судьбе рода Буэндиа. Не читавшим роман, написанный особым, почти гипнотизирующим и погружающим в ирреально-реальное пространство языком, возможно, труднее будет проследить историю героев такой, какой задумал ее Маркес, – слишком уж много визуальных, внешних деталей, за которыми интересно (да и столь же важно) наблюдать. Создатели проекта проделали и впрямь грандиозную работу, воссоздав Макондо – от пары хижин посреди непроходимого леса до процветающего города. Каждый сантиметр наполнен артефактами, предметами, подобранными так, чтобы помимо истории персонажей на экране проносилась и история страны, а то и континента (как, впрочем, и задумывал сам Маркес).
Закадровый голос зачитывает отрывки романа, повторяя его повествовательный стиль. Магия вплетена в фабулу и видеоряд, но не превалирует – это, может, и не идеальная, но однозначно успешная попытка визуализировать такое понятие, как магический реализм. Будничные реакции персонажей на выходящие за рамки человеческих способностей и возможностей явления, да и в целом неакцентирование внимания на сверхъестественном – верный ход. Но душа зрителя наверняка попросит чего-то более яркого. Остается надеяться, что этим ярким станет само произведение, цельное и эпичное, и локальная историческая драма, и универсальная человеческая – про то, что магические проклятия не идут ни в какое сравнение с вполне реалистичными. С проклятием, которое может испытать на себе каждый – одиночество в толпе, отчуждение среди своих, война близких, неизбежный закат любой жизни.