Из намеченной социальной драмы жанр фильма трансформируется в триллер. Кадр из фильма
В российский прокат выходит «Остров пропавших девчонок», детский приключенческий триллер, отметившийся на фестивалях в Монреале и в Москве, – на ММКФ картина была показана в рамках программы «Дикие ночи». Это камерное, полулюбительское, но в то же время весьма искусное кино сделано по большей части силами одной большой семьи. Мама и папа – Энн-Мари и Брайан Шмидты – выступили в качестве режиссеров, а их дети (точнее, большая их часть) снялись в главных ролях. Импровизационных, трюковых и очень смелых.
Три сестры-сироты – Авила, Отом и Скарлет – тщетно ждут удочерения, но очередная семья, пришедшая на «смотрины», как всегда, не готова взять в дом сразу троих детей. Вот если бы одну… Но разлучиться для девочек равнозначно смерти. Поутру, выскользнув из кухонного окна с помощью связанных простыней и оставшись незамеченными весьма беспечной опекуншей, сестры хватают доску для серфинга и отправляются на пляж. Отвлечься от грустных мыслей и побыть наедине друг с другом. Но случается страшное – всех троих уносит течением в открытое море, а после прибивает к берегу острова с маяком, увидев который девочки надеются на спасение, однако прежде им придется побороться со стихией в виде волн и морских обитателей, облюбовавших здешние опасные и труднопроходимые пещеры.
«Остров пропавших девчонок» с первых кадров ослепляет – солнце пробивается отовсюду, запутываясь лучами в белокурых локонах главных героинь. В силу возраста – беспечных и непоседливых, в силу жизненных обстоятельств – привыкших опираться лишь друг на друга и выживать любой ценой. Они неразлучны, проявляют несвойственную возрасту – самой старшей не больше 10 лет – заботу. Чем дальше, тем больше история обретает черты почти магического реализма. Природа будто бы становится все более и более одушевленной, обманчиво лазурные и прозрачные океанские воды таят в себе немало опасностей. Дружелюбный пляжный мир сменяется неприветливым пространством открытой большой воды, в которой сестры по-настоящему остаются одни.
Удивительно, что, несмотря на некоторую нотку самодеятельности, фильм и по форме, и по содержанию соответствует всем критериям настоящего, большого кино – да еще и весьма изобретательного. Главные героини, девчонки, бесстрашно выполняют, если подумать, весьма опасные водные трюки, удерживают внимание, несмотря на юный возраст и неопытность, существуют в пространстве картины органично, будто бы фильм при всей фантастичности сюжета несет в себе дух документальности. Животные и стихия становятся полноправными действующими лицами, попадая в объектив камеры Шмидтов, которая вслед за исполнительницами главных ролей бесстрашно ныряет на глубину, забирается на высоту и рассматривает диких животных.
Интересно, как постепенно сюжет обретает очертания разных жанров – из намеченной в самом начале социальной драмы трансформируется практически в триллер, приключенческий, авантюрный, а к финалу поднимается на уровень весьма высокой, пожалуй, душераздирающей трагедии. Метафоричной, но при этом внятной, горькой, но и светлой. Повествующей о тех, кто до последнего верит – взрослые помогут, придут на помощь, обязательно спасут. И из раза в раз понимающих, что, кроме друг друга, в этом мире никого у них и нет – приходится взрослеть чуть раньше. Хотя нужно ли – на острове, который теперь героини поделят со стаями морских львов и слонов, поначалу пугающих, но потом даже дружелюбных, можно продлить детство, остаться маленькими, беззаботными, играть в дикарок и жить в своем мире. Без этих глупых взрослых, которых и так никогда нет рядом.