XI международный фестиваль «Дни короткометражного кино» (Short Film Days) пройдет в самые короткие дни в году – с 14 по 21 декабря. Центральная площадка смотра – кинотеатр Музея Москвы на Крымском валу (бывший ЦДК). Фестиваль приурочен к Международному дню короткометражного кино, который в России, как и во всем мире, отмечают 21 декабря. В шорт-лист вошли 12 игровых, 10 документальных, 7 анимационных и (впервые!) 5 нейросетевых фильмов из России, Белоруссии, Ирана, Кыргызстана, Италии, Латвии, Эквадора и Франции. Помимо конкурсных показов гостей фестиваля ждут внеконкурсная, образовательная, деловая и специальная программы.
Фильм открытия «ЮДИ: Танец в темноте» режиссера Максима Башорина – документальная драма про сибирскую танцевальную группу «ЮДИ», покорившую мир. Он рассказывает про трех выходцев из детского дома, которые, мечтая о сцене, организовали в сибирском Томске 90-х свою танцевальную команду. Став впоследствии финалистами проекта «Минута славы» на Первом канале, проекта Britain’sGotTalent на британском телевидении и проекта America’sGotTalent на американском. Фильм показывает подробное становление команды и закулисную жизнь героев как она есть – с победами и личными драмами. И доказывает, что успеха на мировом уровне можно добиться, живя в отдаленной российской глубинке и имея неважные стартовые позиции. «ЮДИ: Танец в темноте» – вдохновляющая история о преодолении трудностей, силе мечты и поиске света в самых сложных обстоятельствах.
В рамках образовательной программы пройдут такие любопытные мероприятия, как интерактивный мастер-класс актрисы Розы Хайруллиной, круглый стол «Короткий метр, большие идеи: семейные ценности в эпоху цифровых форматов», мастер-класс по художественному гриму «Спецэффекты в гриме: создаем терминатора», мастер-класс «Искусство трейлеров. Как продать кино зрителям?».
Спикер последнего мастер-класса, режиссер Максим Башорин, автор трейлеров к сериалу «Слово пацана. Кровь на асфальте», «Повелитель ветра» с Федором Бондарчуком, «Снегирь» Бориса Хлебникова, расскажет, как продвигают кино и сериалы с помощью трейлеров, про их разновидности и структуру, про выбор музыкального оформления, а также отдельно представит кейс трейлера «Слово пацана. Кровь на асфальте».
На самом деле трейлер – очень трудная для создания форма: за две минуты надо представить фильм так, чтобы зацепить зрителя и в то же время не выложить все «козыри», дабы тот потом не протянул разочарованно, как это часто случается: «Можно было не смотреть, все интересное уже показали в трейлере...»
Из внеконкурсной программы однозначно стоит рекомендовать комедию «Разъезд», это режиссерский дебют сценаристки Марии Меленевской, и весьма впечатляющий, фильм уже собрал 7 призов на разных фестивалях. У интеллигентной неконфликтной героини (Мария Смольникова) день не задался: муж не ночевал дома, нахрапистая соседка (Татьяна Догилева) прожгла окурком сохнувшее на балконе платье; когда интеллигентка пытается выехать со двора, путь ей преграждает брутальный альфа-самец (Максим Стоянов) на джипе и сдавать назад не собирается.
Бесконечно терпеть, прощать и подстраиваться – все героини, но тут в ней что-то ломается из серии «накипело»… Отличный подбор актеров, остроумный сценарий – смешно показаны и токсичная маскулинность, и излишняя интеллигентность, и столкновение двух миров – и двух полов.
По описанию любопытным кажется тоже внеконкурсный «Аквариум» (Италия): искусственный интеллект в помощь на первом свидании или романтическая история с элементами технологий о том, как ИИ помогает (или мешает) людям найти любовь.
В конкурсной программе особо ожидаются «30 секунд» Ивана Соснина (его «Дорога в облака» была признан лучшим фильмом на прошлогоднем фестивале; широкий зритель знает Соснина по полнометражным картинам «Далекие близкие», «Юг», «Мамонты»). Он и она, больничные клоуны, ведут видеоблог про свой опыт волонтерства в детской больнице. Они мечтают вернуть радость маленькой девочке, но их усилия тщетны…
Конкурсный якутский фильм, режиссерский дебют Никиты Давыдова «Торбаса, или Как мы рубили мясо» уже нашел признание – на фестивале нового российского кино «Горький fest» его наградили за лучшую драматургию. Кумушки-героини приходят к соседям и там рядом с домом обнаруживают пятно крови, а заглянув в замочную скважину сарая, видят, как хозяин разделывает что-то на большом столе. Бегут в ужасе прочь и натыкаются на мужчину, который истерично кричит: «У меня пропала жена!» Вскоре дело запахнет самосудом: получился анекдот в духе Тарантино по-якутски.
Документальный фильм «Вслед за отцом» выпущен издательским домом «Аргументы и факты» к Году семьи, его цель – привлечь общественное внимание к роли отца в формировании семьи и воспитании детей. Герои фильма, известные папы страны – актеры, певцы и общественные деятели – показывают, как они живут, чем занимаются и как общаются со своими детьми, делятся своим отношением к отцовству, рассказывают, почему именно семья и дети вдохновляют их на творчество и успешную работу.
Председатель жюри фестиваля – народный артист Евгений Герасимов, члены жюри – актер Антон Филипенко (который, кстати, сам снял две короткометражки как режиссер), режиссер и продюсер Андрей Богатырев и др., а в состав жюри поколения TikTok войдут совсем молодые ребята: актриса Таисья Калинина («Один маленький ночной секрет», «Трасса»), актер Тимофей Кочнев («Слово пацана. Кровь на асфальте», «Киберпапа», «Актрисы»), актер Петр Натаров («Пищеблок», «Хрустальный», «Тур с Иванушками»).
На закрытии фестиваля будут объявлены лауреаты конкурсной программы в следующих номинациях: «Лучший игровой фильм», «Лучший документальный фильм», «Лучший анимационный фильм», «Лучший нейросетевой фильм», «Лучший фильм по мнению Жюри поколения тик-тока», «Лучшая режиссура», «Лучшая операторская работа», «Лучшая продюсерская работа», «Лучшая актерская игра», «Лучший сценарий».