Главная героиня вынуждена «марафонить» в необычных условиях. Кадр из фильма
В российский прокат выходит драмеди «За слова отвечаю» режиссера Виталия Дудки. Сценарий к фильму написали дебютантка Гаянэ Танцырева и Дмитрий Кирюшкин, с которым Дудка до этого работал над фильмом «Юра дворник». Новая история, что называется, – на злобу дня. Про вымышленную создательницу марафона желаний, которая оказывается за решеткой – не из-за неуплаты налогов, а за обман клиентов. В главной роли – Оксана Акиньшина, чья героиня по фамилии Уж взяла себе псевдоним Солнце.
В большом зале при полном аншлаге презентует свою долгожданную книгу Светлана Солнце (Акиньшина). Под шквал аплодисментов идет к выходу, по пути принимая благодарности покупателей ее тренинга, чьи мечты исполнились. В машине к ней подсаживается продюсер (Дмитрий Чеботарев), от услуг которого она как раз собралась отказаться – и он ей этого, конечно, не простит. В разгар дня рождения мамы (Евгения Дмитриева), на который девушка едет в тот же день, в квартиру стучится полиция – и вскоре Света отправляется на три месяца в колонию-поселение, так как суд признал ее виновной в обмане населения. В женской тюрьме свои законы и свои беды, сокамерницы Солнце не жалуют, именуют инфоцыганкой и подсмеиваются над плачевным положением некогда успешной бизнес-вумен. Терпеть недолго, но ушлый продюсер тоже не намерен сдаваться, так что новое дело, которое грозит строгим режимом и годами заключения, уже в разработке. И к следующему заседанию героине нужно придумать стратегию защиты – неровно дышащий к ней адвокат, а по совместительству друг семьи (Алексей Золотовицкий) предлагает заручиться поддержкой зэчек, чтобы те дали положительную характеристику. И Света начинает новый тренинг, прямо в стенах колонии.
За слова на этот раз придется и впрямь отвечать – цена слишком высока, хоть и не измеряется деньгами. Начиная, сначала нехотя, а потом уже с искренним увлечением погружаться в судьбы товарок, Солнце, которая волею судьбы вернулась к истинному имени Уж, давит на их слабые места. Одна (Настасья Самбурская) не может простить себя за гибель сына, другая (Виктория Буцких) – принять свою алопецию, прикрываясь париками и ища мнимого признания в Сети, третьей (Ирина Безряднова) не хватает уверенности, четвертой (Татьяна Орлова) – и это вообще отдельный случай саботажа собственного освобождения – смысла жизни и мотивации. Истории каждой – местами комичные, но, по сути, трагичные.
Конечно, трансформацию с помощью своего же тренинга, по задумке, проходит и главная героиня. История банальная и предсказуемая, даже наивная, с учетом того, как тема резонирует с реальностью. Фильмы про тюрьму, уже превратившиеся в какой-то тренд индустрии, упрощают действительность – то комедии, то вот такие примитивные душеспасительные истории преступления и искупления, будто обесценивающие существование такого болезненного для общества нарыва. Как, впрочем, и то, что в сюжет вплетена история так называемого инфоцыганства – в финале-то все не то, чтобы прощено, но мысль о том, что марафоны нет-нет да и работают, проскальзывает. Конечно, с порицанием – но не самого явления, а скорее доверчивости, недалекости людей. Которым не стоит полагаться на чудо, а нужно просто поверить в себя и идти к мечте, можно и под мантры очередной Светы Солнце.
Финал благостный – все живы, почти все здоровы, большая часть на свободе. Мораль сей басни расплывается в череде ложных концовок и сцен после титров, где от любого намека на драму, по задумке, не остается и следа, хотя на деле присутствует щемящее чувство обмана – совсем как после марафона желаний. Куда пойдет вышедшая из заключения женщина за 60? Не прыгнет ли в итоге героиня Самбурской с крыши вслед за самолетиком с надписью, что надо жить дальше? Возьмут ли так просто бывшую заключенную работать дизайнером в салон одежды? Еще одна сливается в страстном поцелуе с охранником, а надзирательница так и мечтает о турецком принце, которого видит во снах, – с ними-то что? А Света Солнце так и продолжает марафонить на зоне, откуда выйдет в итоге с чистой совестью и новыми идеями. Все эти вопросы не волнуют авторов и остаются за скобками, точнее, за решетками кинотюрьмы – единственной, где можно исправиться и после которой с легкостью получится начать новую жизнь. Ведь главное – в это верить.