Облик злодея обманчив как никогда. Кадр из фильма
В российский прокат выходит «Еретик» – фильм ужасов Скотта Бека и Брайана Вудса, авторов «Тихого места» и еще нескольких не столь заметных образцов жанра, а также фантастики «65» с Адамом Драйвером. Премьера картины, главную – и несвойственную для себя, зловещую – роль в которой сыграл Хью Грант, состоялась на фестивале в Торонто. Все перечисленное выше, вкупе с самой крупной сегодня «лавкой ужасов» – студией А24 в качестве производителя, обеспечило картине завышенные зрительские ожидания еще до появления на широких экранах. Оказалось, небезосновательно.
Две миссионерки мормонской Церкви Иисуса Христа Святых последних дней проповедуют на улочках небольшого городка – раздают брошюры и пытаются завербовать новых прихожан. Получается не очень, но надежда все еще есть – под вечер сестра Барнс (Софи Тэтчер) и сестра Пакстон (Хлоя Ист) отправляются на встречу с потенциальным «клиентом», о которой договорились ранее. Прячась от первых капель надвигающегося сильного ливня, стучатся в дверь одиноко стоящего на холме дома. Им, правда, подозрительно не сразу, открывает милейший мужчина в уютном кардигане – мистер Рид (Грант) жаждет поговорить и приглашает девушек зайти, убеждая их, что жена в доме (сестрам-мормонкам нельзя заходить в дом, где нет женщин), печет черничный пирог и вскоре присоединится к ним вместе с угощением. Разговор почти сразу же перерастает в настораживающую дискуссию, а потом и вовсе оборачивается жуткой игрой на нервах – у подкованного в вопросах теологии мистера Рида не окажется никакой жены, его милый дом обернется ловушкой, а разговоры о боге зайдут слишком далеко. И глубоко – буквально в подвал.
Завязка будто бы сулит более или менее стандартную историю про маньяка-психопата, заманивающего жертв в свое логово, чтобы устроить кровавую расправу. Но чем дальше продвигаются по жилищу мистера Рида Барнс и Пакстон, тем очевиднее становится, что на экране разворачивается в большей степени психологический хоррор, нежели нечто привычное, физиологическое. Облик злодея обманчив как никогда, его методы создают небывалый саспенс – орудием запугивания девушек и зрителя становится демагогия, да еще и на весьма щепетильную и скользкую тему религии. Постоянно убеждая героинь в том, что их никто не держит – хотя понятно, что никуда они уже не денутся, – Рид прощупывает почву и ведет обеих по чуть ли не крамольной дорожке своих рассуждений. Которые на пике – весьма, надо сказать, остроумном – сводятся к сравнению мировых религий то с версиями игры «Монополия», то с цепочкой плагиатов популярной поп-композиции.
Характеры Барнс и Пакстон, постепенно раскрывающиеся в процессе весьма долгой моральной пытки над ними, не менее интересны, чем одиозная фигура персонажа Хью Гранта, за обаятельной улыбкой которого таится дьявольская натура. Девушки постепенно и на протяжении всего фильма меняются местами – сомневающаяся уверывает, верующая поддается сомнениям. Пугающие элементы культа, ритуалистики, приправленные черным (британским) юмором, чем дальше, тем больше погружают в безысходную атмосферу – маленький с виду дом оказывается каким-то бесконечным, многоуровневым. Все лестницы символично ведут вниз, становясь весьма уместной перевернутой метафорой кругов ада.
При этом сюжетный посыл читается легко – тех, кто выбрал веру, проверяют на прочность убеждений. А вдруг это не искренне, а не более чем легкий и понятный жизненный путь, по ходу которого всегда есть на кого положиться и кем прикрыться? Не зря в самом начале девушки в беседе демонстрируют разную степень и природу своих сомнений, вполне естественных для человека. Обычного – а коль уж взялся проповедовать слово божье, то изволь не колебаться. Финал не обходится без чуда – кто хочет, тот объяснит его рационально, другой же восхитится, списав все на очередное доказательство существования высшей силы. Наступает очередь зрителя проверить себя – хочешь верь, хочешь не верь.