0
23300
Газета Кино Печатная версия

05.11.2024 17:42:00

В жизни как в театре. В прокат выходит драмеди "Каникулы"

Тэги: кинопремьера, каникулы, анна кузнецова, рецензия


кинопремьера, каникулы, анна кузнецова, рецензия Репетируемый спектакль становится лакмусовой бумажкой для всех. Кадр из фильма

«Каникулы» – режиссерский дебют Анны Кузнецовой. Креативным продюсером картины выступил Борис Хлебников, а училась режиссер у Алексея Попогребского. Так что фильм легко можно вписать в традицию авторского российского кино – не развлекательного жанра, а рефлективных картин, где на первый план выходят актерские работы, а съемки приближены к документальным.

Легкое название оказывается первой обманкой. Хоть действие и происходит в Сочи, речь не идет о love-story на морском берегу. Точнее, эти приметы в смешном и грустном сценарии присутствуют, но неизменно будут опрокидываться.

Дети из школьного драмкружка вместе с завучем Марией Генриховной Абгарян (Полина Кутепова) и руководителем художественной самодеятельности Таней Сириной (Дарья Савельева) летят в Сочи на фестиваль детского театра. Балаган начинается еще в аэропорту: причем проблемы создают не дети, а ярая несовместимость взрослых. Вскоре и выступление окажется под угрозой: внутри юной труппы зреет нешуточный конфликт актерских амбиций и закулисных интриг. Да и организаторы конкурса выдвигают неожиданные абсурдные требования.

Дарья Савельева играет творческую личность – с неуемным хаосом и бытовым разгильдяйством. Общий язык с детьми она находит, кажется, потому, что даже в самый ответственный момент ведет себя как настоящий ребенок. 10 лет назад актриса снялась в «Комбинате «Надежда» Наталии Мещаниновой, тоже драме про взросление – недавние подростки на пороге взрослой жизни мечтали и отчаивались на фоне безнадежно глухих и мрачных пейзажей Заполярья. Еще одной ее заметной ролью стала следователь уголовного розыска в сериале «Обычная женщина». Органика актрисы и есть где-то здесь: мальчишество минимизирует женственность, эмоции скупы, при этом ее хрупкий образ дает необходимый контраст для сильных характеров. Именно такой предстает ее Таня: за взбалмошным характером проглядывает тонкая натура.

Совсем иная героиня Полины Кутеповой: грациозная дама, идеально собранная и аристократичная. Кутепова играет по-театральному – на нюансах. В ее обаятельном, но по сюжету чопорном завуче есть и толика гротеска, и капелька надломленного одиночества, и почти до финала не разгаданный вопрос ее собственной драмы. Именно шаги навстречу друг другу таких разных героинь составляют нерв сценария, а посвящен он человеческому взаимопониманию – поверх общепринятых условностей, гендера, возраста и социального положения.

После долгих попыток применить педагогические взгляды (свободные у одной, строгие, «не на равных» у другой) в организации толпы разновозрастных детей (кто-то еще спит с игрушкой, а кому-то уже важно говорить о самоопределении) учителя объединяются против одного «врага». Им неожиданно становится маленький червь цензуры, с которой в микромасштабе сталкивается творческий коллектив. Пока идут генеральные репетиции, администрация конкурса подвергает цензурному ситу афишу с названием детского спектакля. Эти сцены обыграны максимально сатирически: тут и молодой парень с сережкой в ухе, выступающий на «идеологическом фронте», и говорящая канцеляризмами председатель жюри. Живая педагогика на глазах гибнет под высохшей бюрократией.

Ситуация становится принципиальной для позиции Тани: идти ли на компромисс, когда на кону стоит честность, именно та, которой она и учит детей в своем вроде как небольшом, на грани закрытия, но нужном детям как воздух театральном кружке.

Фильм снимал финский оператор Яни-Петтери Пасси, поэтому в кадре поздняя осень на южном побережье предстает в северных, меланхоличных тонах. От бледно-серого и нежно-голубого до насыщенного изумрудного и ярко-оранжевого. Неброским, но атмосферным оттенкам вторят интерьеры в кадре – приглушенных фактур типичной советской архитектуры, к нашим дням заметно потрепавшихся. Кадр визуально развивает тему противостояния косного, консервативного прошлого и свежей, буйствующей юности.

Режиссерский стиль складывается из искренности актерского исполнения (в этом смысле и дети в кадре лишены фальши) и угла взгляда: болезненные темы раскрываются смело и даже беспощадно, порой закручиваясь в сложный клубок чувств. В фильме, как и в жизни, нет безупречных людей – у каждого есть свои слабости, и иногда они начинают вести человека. Тревожная мать (Ирина Носова) становится агрессором для собственного ребенка, лидерские качества подростка (Магога Мачульская) оборачиваются токсичным отстаиванием первенства путем буллинга сверстников и шантажа взрослых. Хотелось бы сказать, что всех спасет любовь, и она действительно спасает. Но в фильме нет хеппи-энда, есть открытый финал, а за ним, как и в начале линии судьбы, каждый выберет свой путь. 


Читайте также


"Аида" с мажорным финалом

"Аида" с мажорным финалом

Марина Гайкович

Премьера оперы Верди в Ростовском музыкальном театре

0
2790
В Пермском оперном театре появился балет "Сильвия" Лео Делиба

В Пермском оперном театре появился балет "Сильвия" Лео Делиба

Лариса Барыкина

Нет повода для грусти

0
3093
Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Михаил Гар

Как складывался конформизм патриарха Сергия

0
2260
В Александринском театре обратились к ветхозаветным первоосновам

В Александринском театре обратились к ветхозаветным первоосновам

Елизавета Авдошина

В Петербурге показали спектакль Валерия Фокина по Книге Иова

0
4246

Другие новости