Кадр из фильма "Филонов"
Фильм «Филонов» выходит пока в ограниченный, в рамках фестиваля КАРО.Арт, а позже и в широкий российский прокат. Картина режиссера Никиты Снегова рассказывает краткую, но захватывающую историю «пропущенного» российского живописца – создателя уникального стиля, современника Малевича и Кандинского, оставшегося будто бы за бортом известной всем истории русского авангарда.
Не стоит ждать от ленты Снегова классической и подробной биографии – о художнике фрагментарно рассказывают искусствоведы, исследователи творчества, работники музеев и арт-дилеры. Которые не вдаются в подробности его жизни с самых ранних лет, но говорят о Филонове как уже о состоявшемся мастере. И уникальном случае в истории русской, да и мировой культуры – прежде всего по причине своей неизвестности широкому зрителю. Несмотря на свою «плодовитость», на знакомство и даже близкую дружбу с известными современниками, на разработанный и на практике, и в теории стиль – аналитическое искусство, впоследствии оказавший значительное влияние на будущие поколения художников, Павел Филонов остался в тени. Причины этого и пытаются объяснить и разгадать авторы фильма.
История в какой-то момент становится практически детективной: в 80-е годы, спустя почти полвека после смерти автора, погибшего в блокадном Ленинграде во время войны, часть его работ была обнаружена в парижском Центре Помпиду, тогда как в Русском музее, где должна была храниться обширная коллекция, оказались лишь копии. Выяснилось, что работы Павла Филонова стали «жертвами» преступлений известных арт-контрабандистов, сумевших втереться в доверие к сестре художника.
Впрочем, эта история – продолжение едва ли не более печальной, случившейся еще при жизни Филонова. Так и не дождавшегося персональной выставки – в 1929 году экспозиция должна была открыться в Русском музее, но этого так и не произошло на фоне нарастающих обвинений в формализме, перераставших со временем в откровенную травлю. Парадоксально, но Филонов при этом не отказался от мысли не только беззаветного служения искусству, но и столь же принципиального служения государству – он не продавал картины, несмотря на отсутствие денег не только на холсты, но и порой даже на еду, мечтая оставить их стране. Это и стало едва ли не основной причиной незаслуженного забвения – в частных коллекциях работ Павла Филонова не оказалось.
Касаются в картине и истории его удивительной любви, и уникального метода – здесь хоть и увлекательные, но все же сухие биографические факты уступают место визуальному оформлению, над которым создатели поработали особенно тщательно. Полотна Филонова благодаря современным нейротехнологиям буквально оживают на экране. Двигаются персонажи, распадаются на детали – на атомы, которыми так дорожил автор, – рисунки, позволяя почти физически ощутить весь масштаб проделанной работы и дарования. Понять стиль, принцип, концепцию. Даже услышать самого Филонова, который с помощью deep fake «зачитывает» отрывки из дневников – к слову, еще одного важнейшего документа и доказательства принципиальности мастера. Который не боялся высказываться даже в самые трудные времена, как не боялся творить, несмотря на все тяготы.
Лаконичный, но в то же время исчерпывающий фильм Снегова для многих станет первой, но, возможно, определяющей встречей с творчеством и личностью Павла Филонова. Возможностью погрузиться в его философию, цельную и неразрывно связанную с непростой судьбой. Поражающую как визуальным новаторством – картины даже сегодня выглядят как нечто выдающееся и не имеющее аналогов, – так и небывалой актуальностью. Которая, думается, – признак гения, чье творчество заслуживает остаться в умах, сердцах и истории.