0
24933
Газета Кино Печатная версия

20.10.2024 19:02:00

"Пришелец" Максим Стоянов находит путь на родную планету

Режиссер Иван Соснин смешивает научную фантастику с социальной драмой

Тэги: кинопремьера, пришелец, иван соснин, рецензия


кинопремьера, пришелец, иван соснин, рецензия «Пришелец» поначалу прикидывается мистической историей. Кадр из фильма

В прокат выходит «Пришелец» Ивана Соснина – второй полнометражный фильм постановщика «Далеких близких» и сериала «Юг» был впервые показан в основном конкурсе ММКФ-2024. В главной роли – Максим Стоянов, совсем недавно получивший приз за фильм «Джекпот» на фестивале «Маяк» и неспешно, но заслуженно зарабатывающий себе звание нового героя российского кино, выходя из навязанного образа вечного сериального если не опера, то бандита. Путь, как, впрочем, и у режиссера Соснина, не близкий, но, кажется, верный.

Чудаковатый Леха со слуховым аппаратом живет в уральской деревушке с «бабушкой» (Татьяна Сумарокова) и в причудливом доме, собранном буквально из мусора. Рукастый парень находит применение всем ненужным вещам, мастерит из них и предметы быта, и свою главную гордость – радиоточку, с помощью которой взывает к космосу в поисках внеземной жизни и ответа на вопрос, куда давным-давно пропала его мама. На заснеженных полях он чертит те самые круги и очень хочет верить. Жизнь деревеньки идет своим чередом, соседи привыкли к слабослышащему «дурачку», относятся снисходительно, не обижают – он добр, безобиден, работает на конюшне, ухаживая за лошадьми. Все меняется, когда на пороге Лехиного дома объявляется девочка с огромными голубыми глазами (Алена Мирошникова). Смотрит и молчит, так что парень сперва принимает ее за очередного ребенка-хулигана – местная детвора иногда забирается на его участок поглазеть и пощекотать себе нервы. Но тут другое – он вдруг слышит ее голос в своей голове и понимает, что Вселенная наконец отозвалась.

«Пришелец» под стать своему названию поначалу прикидывается мистической историей, раскидывая подсказки (на деле скорее обманки) в духе «Секретных материалов» – от упомянутых кругов на полях, без которых не обходится ни один сай-фай про инопланетян, до этакого русского Фокса Малдера, блаженного Лехи, одержимого идеей поиска далеких цивилизаций и жизни на других планетах. Но чем дальше, тем шире и объемнее становится кино, балансирующее на грани фантастики и реальности, сказки и социальной драмы.

Чтобы увидеть войну миров, не нужно бороздить космос – она идет и здесь, в каждом маленьком поселке вроде того, где живут персонажи «Пришельца». Само это слово – вовсе не про гостей из далеких галактик, а про всех других, непохожих, не вписывающихся в удобные, комфортные, привычные и устоявшиеся общественные рамки. С таких людей двойной спрос, и стоит слегка выйти за границы дозволенного толпой, как инаковость становится проблемой и триггером для окружающих. Невинные тычки, на которые Леха привык не обращать внимания, превратятся в откровенные нападки, когда в его доме поселится непонятно откуда взявшаяся девочка. И вот уже наточены вилы, зажжены факелы.

Соснин создает на экране камерное, но вместе с тем космическое пространство – белое, бескрайнее, пронизанный зимним холодом вакуум, в котором никто не услышит твой крик. Наделив героя слуховым аппаратом, авторы играют со звуком, приглушая его или выкручивая на максимум, сопровождая звуками радиосигнала, хрустом снега, перешептываниями, голосами внутри головы, фырканьем лошадей и причитаниями бабушки. Тишина и впрямь может оглушать, так что порой завидуешь Лехе, который хотя бы может выкрутить колесико за ухом на минимум.

Понятная, бытовая драма, в которую превращается фильм, перевалив за середину, к финалу все же возвращается к утешительной и высокой ноте. Философской, загадочной и вновь скорее мистической, чем реалистической – не бережем чудаков и чужаков, но, потерявши, плачем. А они, хочется верить, обретают свою родную планету. Взлетая над суетой, тупой ненавистью, над страхом перед непонятным и неизвестным. Оставив преступления без наказания, Леха обретает то, что искал, – наверное, это лучший исход, ну или по крайней мере очень душеспасительный.


Читайте также


"Аида" с мажорным финалом

"Аида" с мажорным финалом

Марина Гайкович

Премьера оперы Верди в Ростовском музыкальном театре

0
4255
В Пермском оперном театре появился балет "Сильвия" Лео Делиба

В Пермском оперном театре появился балет "Сильвия" Лео Делиба

Лариса Барыкина

Нет повода для грусти

0
4371
Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Михаил Гар

Как складывался конформизм патриарха Сергия

0
4476
В Александринском театре обратились к ветхозаветным первоосновам

В Александринском театре обратились к ветхозаветным первоосновам

Елизавета Авдошина

В Петербурге показали спектакль Валерия Фокина по Книге Иова

0
5334

Другие новости