Фильм удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Кадр из фильма
Фестиваль актуального российского кино «Маяк», который проходит во второй раз в Геленджике с 5 по 10 октября, открылся фильмом «Анора» Шона Бейкера – не российским, но с четким «русским следом» и по сюжету, и из-за того, что в главных и второстепенных ролях тут Марк Эдельштейн, Дарья Екамасова (она же вела церемонию открытия «Маяка» и представляла «Анору» перед ее первым российским показом), Алексей Серебряков, Юра Борисов. Международная премьера состоялась в Каннах, где картина получила в итоге «Золотую пальмовую ветвь», а в наш прокат «Анора» выйдет уже 17 октября.
Эни (Майки Мэдисон) не любит свое полное имя Анора и говорить по-русски из-за чудовищного, на ее взгляд, акцента – но все понимает, ее бабушка-эмигрантка так и не выучила английский. Ей 23 года, она работает в нью-йоркском стрип-клубе, где танцует и иногда уединяется в приватных кабинетах с клиентами. Одним из них становится Ваня Захаров (Марк Эдельштейн), 21-летний сын русского олигарха, прожигающий жизнь в Штатах, вдали от родителей. Их первый разговор – кипучая смесь языков, мата, запрещенных веществ и алкоголя – перерастает в дни, а потом и недели, которые Эни за щедрое вознаграждение проводит в особняке Захаровых, занимаясь с Ваней сексом, наблюдая за тем, как он играет в приставку, отрываясь на новогодней вечеринке в интернациональной компании друзей. Спонтанная поездка в Вегас заканчивается такой же импульсивной свадьбой Эни и Вани, в голову которого приходит шальная идея стать американцем и обрести независимость. Не тут-то было: информация о том, что сын женился на секс-работнице, доходит до папы (Алексей Серебряков) и мамы (Дарья Екамасова), которые поручают своим американским «решалам» – это армяне Торос (Карен Карагулян) и Гарник (Ваче Товмасян), а также примкнувший к ним «гопник Игорь» (Юра Борисов) – аннулировать брак до своего приезда. На все про все сутки, пока частный самолет Захаровых пересекает океан.
Неоднородное, но цельное кино, два с лишним часа которого пролетают незаметно. Хотя нет, еще как заметно: калейдоскоп жанров и настроений – от ромкома про очередную Золушку до боевика про Брайтон-Бич, от безудержного молодежного веселья до щемящей сердце тоски внезапного и болезненного взросления. История стара как мир – богатый принц с буйной головой спасает бедную маргиналку и дарит ей американскую мечту с русским акцентом, – но разворачивается в обратном порядке. Вначале нет иллюзий, все по расчету, но чем дальше, тем больше кажется, что деньги не главное – но, конечно, главное. Инфантильный Ваня действует в духе «назло маме отморожу уши», секс для него – признак взрослости и самостоятельности, но его непродолжительность и неумелость выдают правду, как и игра в приставку, за которую парень азартно хватается сразу после «акта любви». Эмоциональная незрелость и неограниченные возможности разрушают все на своем пути. В критический момент Ваня сбегает, оставляя новоиспеченную жену на попечение Тороса, Гарника и Игоря, тут-то и начинается то самое кино, ради которого и затевалась «Анора».
Первая веселая, но с уклоном в милую романтику, часть сменяется отборным фарсом. В поисках Вани компания из трех бандитов и одной стриптизерши исследует эмигрантское нутро Нью-Йорка – с непосредственностью родом из лихих 90-х, которая открывает любые двери и плюет на писаные и неписаные законы цивилизованного западного мира. Торос, Гарник и Игорь, уже порядком потрепанные Эни – одному она разбила нос, другому оставила вампирский укус на шее, третьего травмировала морально – трагикомически колесят по барам, где в пьяном угаре отрываются от реальности русскоговорящие. Удивительно, как американскому режиссеру удается передать что-то неуловимое, тонкое, русское, наверное, даже душу – впрочем, Бейкер известный певец униженных и оскорбленных, так что логично.
Смешно до слез, которые, несмотря на браваду, обязательно покатятся по щеке сильной, независимой Эни. И которые приметит неприметный Игорь, почти безмолвный наблюдатель Юры Борисова, который все поймет и ничего не простит. Долгую пеструю ночь сменит пасмурное утро, на американской земле высадятся русские родители – эпизодические, но выдающиеся партии Екамасовой и Серебрякова. Придет черед противостояния свекрови и невестки, и бабло победит формально, но зло все-таки проиграет. «Анора» – тот случай, когда финал висит на волоске и напрямую зависит от мастерства постановщика, способного одним неверным движением уничтожить все два часа, так же как и одной верной нотой поднять повествование на уровень выше – так, к счастью, и происходит. Эни наконец становится Анорой, обмякая в объятиях гопника Игоря, внука другой бабушки-эмигрантки, так же стесняющегося говорить, но уже на английском, так же, как и Эни, не постеснявшегося выступить против всемогущих и потерявших связь с реальностью богачей. Близкую душу можно найти даже очень далеко.