Лантимос остается верен актрисе Эмме Стоун. Кадр из фильма
В цифровой прокат в мире вышел новый фильм Йоргоса Лантимоса – «Виды доброты». Премьера состоялась в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, где сыгравший в картине несколько ключевых ролей Джесси Племонс был признан лучшим актером. В новой картине, появившейся меньше чем через год после предыдущей «Бедные-несчастные», обосновавшийся в Голливуде греческий режиссер будто бы возвращается к корням – соавторам сценария стал соотечественник Эфтимис Филиппу, с котором Лантимос писал «Клык», «Альпы», «Лобстера» и «Убийство священного оленя», а сама история, точнее истории, будто бы вновь вдохновлены античной мифологией.
Фильм-альманах состоит из трех новелл, в названии каждой – загадочная аббревиатура Р.М.Ф., которая красуется в виде вышивки на кармане непримечательного мужчины (Йоргос Стефанакос), появляющегося в нескольких вроде бы незначительных эпизодах. Это далеко не единственная загадка «Видов доброты», каждая часть оставляет, пожалуй, куда больше вопросов, чем ответов. Героями первой становятся архитектор Роберт (Племонс) и его начальник Рэймонд (Уиллем Дефо). Первый на протяжении десятка лет живет по указке второго, который решает все – от того, что Роберту надеть и съесть, до того, стоит ли им с женой (Хонг Чау) иметь детей. Всех все устраивает до момента, когда Рэймонд приказывает подчиненному насмерть сбить на машине неизвестного – им, к слову, отказывает тот самый Р.М.Ф. – а Роберт, попытавшись, но не добившись желаемого успеха, отказывается повторять попытку. И лишается всего – чтобы вернуть прежнюю жизнь, он идет на крайние меры, в том числе намеренно калечит себя, чтобы познакомиться с девушкой Ритой (Эмма Стоун). Она поможет Роберту искупить вину.
Во второй новелле героя Племонса зовут Дэниел, он полицейский и тяжело переживает пропажу жены – исследовательницы морей Лиз (Стоун), которая исчезла в одной из своих экспедиций. Однажды женщина возвращается домой – ее на вертолете доставляет все тот же Р.М.Ф., – однако муж уверен, что перед ним не его супруга. У вернувшейся Лиз другой размер ноги, она вдруг полюбила шоколад, который никогда не ела, не помнит его любимую песню. Чтобы вывести «подменыша» на чистую воду, Дэниел готов на все – в том числе заставляет ненастоящую, по его мнению, Лиз калечить себя.
В заключительной главе Эндрю (Племенс) и Эмили (Стоун) состоят в некой деструктивной секс-секте, которой руководят одиозные лидеры Оми (Дефо) и Ака (Чау) – они заставляют последователей спать с собой, пить их слезы, запрещают интимные контакты с другими (в случае неповиновения происходит обряд очищения в раскаленной на максимум бане). Кроме этого, миссия Эндрю и Эмили – отыскать девушку, способную воскрешать мертвых. Тут калечат уже всех подряд, а в какой-то момент подопытным, которого должны вернуть к жизни, оказывается Р.М.Ф.
Помимо перечисленных актеров из новеллы в новеллу кочуют еще Маргарет Куолли, Джо Элвин и Мамуду Ати. Все истории пронизаны чем-то древним и непостижимым – походящее на жертвоприношение убийство, путешествие и возвращение, подмены и двойники, воскрешение. Мотивы, взятые из античной литературы, перемежающиеся с пронизывающими все творчество Лантимоса (по крайней мере, ранее) темами власти, подчинения, контроля. Атмосфера сектантства, доведенная до абсолюта к финалу, придает историям ирреальную, абсурдистскую форму. Герои множатся, двоятся, по-театральному примеряют маски.
Однако связующим звеном становится все же загадочный Р.М.Ф. – то ли воплощение автора (не зря же актера-грека зовут Йоргос), то ли символ непреодолимой высшей силы, рока и фатума, то ли ничего из вышеперечисленного, а лишь повод выдать желаемое за действительное. Недаром все герои так или иначе лишены душевного покоя и стремятся обрести потерянные смысл, становясь свидетелями чудес, у которых, по сути, никакого внятного объяснения нет. Как нет и выводов, морали, итога – а есть ли они в жизни? Наверное, нет – только в кино.