0
13656
Газета Кино Печатная версия

17.09.2024 17:48:00

Лучшая версия Деми Мур становится ее худшим кошмаром

В фильме «Субстанция» героиня делает «укол красоты» – и создает молодую себя

Тэги: фильм, кино, субстанция, деми мур


фильм, кино, субстанция, деми мур Одна из тем фильма – эксплуатация женщины, которая воспринимается как кусок мяса. Кадр из фильма

В российский прокат выходит «Субстанция» – второй, после «Выжившей», полнометражный фильм француженки Корали Фаржа, получивший на Каннском кинофестивале награду за лучший сценарий. Уморительный, омерзительный и поучительный боди-хоррор, сценарий к которому Фаржа-режиссер также написала сама, рассказывает историю голливудской звезды в исполнении Деми Мур, которая отчаянно не желает стареть – ее молодую версию играет Маргарет Куолли.

Обладательница «Оскара» Элизабет Спаркл (Мур) много лет ведет ТВ-аэробику в утреннем шоу, сверкая, под стать своей фамилии (Sparkle – «искорка» с англ.), в обтягивающем боди и заряжая зрителей энергией. Но однажды продюсер (Деннис Куэйд) объявляет ей об увольнении, а телеканал размещает объявление о поисках замены – строго до 30 лет. В отчаянии Лиз решается на сомнительный эксперимент, который обещает подарить пациенту его же улучшенную версию – укол зеленой субстанции, которую ей передают неизвестные через тайную ячейку в хранилище, делит тело на две части. Молодая, улучшенная версия буквально, через дыру в спине, отделяется от реальной – так появляется подтянутая, юная, без изъяна Сью (Куолли), которая тут же занимает место Лиз в ее шоу. Правда, у чудодейственного препарата есть свои побочки, точнее, условия применения. Во-первых, версии должны меняться местами раз в неделю без исключений, так как Лиз, тело которой считается матрицей, необходима «подзарядка», во-вторых, если Сью нарушит первое правило и превысить лимит своего существования, то матрица-Лиз начнет необратимо изменяться физически, в-третьих, важно не забывать, что Лиз и Сью – не две разные личности, а одно целое.

Нетрудно предположить, что все правила и условия будут в какой-то момент нарушены, что приведет к весьма ужасающим последствиям. Визуализация всевозможных страхов и стереотипов дается Фарже филигранно – она не пытается быть загадочной, иносказательной, наоборот, демонстрирует предельно четко, ясно и натуралистично свою мысль. Конечно, утрируя – созданный ею мир в целом получается не совсем реалистичным, кричащим, но этот прием подсвечивает все то отвратительное, что хочет осмеять и осудить автор. От героя Денниса Куэйда, олицетворяющего патриархальное, мизогинное общество и снятого крупными, выпуклыми планами, чавкающим, сальным, предельно отталкивающим, – простой контраст, показывающий истинное лицо человека, критикующего женщину за возраст. И до самих героинь Деми Мур и Маргарет Куолли – первая придирчиво рассматривает себя в зеркале, выискивая недочеты, вторую разглядывает камера, объективируя каждый сантиметр ее тела.

Деми Мур, которая и в реальной жизни сталкивалась с обсуждением и осуждением своего лица, тела и проделанных с ними манипуляций, в какой-то степени играет саму себя – и делает это блестяще и с завидной самоиронией. Удивительно, но юмора в фильме предостаточно, и происходящие с телом героини трансформации из-за халатности (конечно, подпитываемой все тем же, бездумно культивирующим молодость обществом потребления) ее версии Сью смешат – вот вырос старушечий палец, а вот и продавленное от сидения перед телевизором кресло или же безумная сцена яростного ночного пиршества, которая рифмуется с финальной кровавой сценой в прямом эфире. Рождается поистине абсурдное противопоставление прекрасного и ужасного, страшного и смешного.

Конечно, за всей внешней мишурой фильма-аттракциона (не для слабонервных) скрывается печальная и правдивая драма. Повсеместная эксплуатация женщины, которая воспринимается этаким куском мяса и, оказывается, может испортиться – у нее, как у продукта, есть срок годности, – приводит к искаженному представлению самих женщин о себе, к бесконечному стремлению к какой-то мифической «лучшей версии себя», быстро переходящему из здорового желания поддерживать форму и нравиться себе в зеркале к больной гонке за придуманными кем-то и навязанными эталонами красоты. В картине, финал которой находится уже далеко за пределами здравого смысла и какой-либо адекватности, все-таки случается освобождение и торжество героини – впрочем, к тому времени мутации столь сильны и необратимы, что сладкий вкус победы все-таки получается с металлическим привкусом крови, а триумф в прямом и переносном смысле размазан. Как тлеющая искорка по асфальту. 


Читайте также


Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Наталия Григорьева

Режиссер Максим Кудымов снял российский ответ "Людям Икс"

0
3028
Российское кино отдают детям

Российское кино отдают детям

Наталия Григорьева

Семейные фильмы завоевывают большие экраны на фоне кризиса идей

0
2074
Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Сюжет, соответствующий идеологическим установкам, не делает кино конкурентоспособным

0
3553
Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
5455

Другие новости