0
1793
Газета Кино Интернет-версия

13.09.2024 08:58:00

Французы и чувство времени. Как французское кино захватило Венецианский кинофестиваль.


Кадр из фильма «И дети их после них»

C 28 августа по 7 сентября на Лидо прошел очередной Венецианский кинофестиваль. Его жюри возглавила Изабель Юппер. Актриса театра и кино, чья работоспособность, согласно сериалу «Звоните моему агенту!», ставит под сомнение человечность ее природы, стала символом фестиваля. А вместе с ней и французское кино. Иногда с переменным успехом, но именно французские режиссеры умудрились затронуть и развить большинство волнующих современное общество сюжетов.

Представленный в рамках основной конкурсной программы, фильм Зорана и Людовика Бухерма «И дети их после них», основанный на одноименном романе Николя Матьё, описывает истории любви двух поколений, отцов и детей. Во французской провинции подросток Антони (Поль Киршер, награжденный за роль призом Марчелло Мастроянни начинающему актеру) встречает и влюбляется в Стеф (Анджелина Ворет). Его родители, которых играют Жиль Лелуш и Людивин Санье, в отличии от подростков, наоборот все сильнее отдаляются друг от друга. Истории, развивающиеся параллельно друг другу, движутся в двух прямо противоположных направлениях.  Тургеневский по содержанию, фильм одновременно напоминает и «Лакричную пиццу» Пола Томаса Андерсона, и французскую новую волну.

Взаимоотношения детей и взрослых, уже под иным углом, показаны в фильме «Привязанность» Карин Тардьё, представленном в категории «Горизонты». Движущей силой развития сюжета становится мальчик, мать которого умерла при родах. Перед отъездом в госпиталь родители оставили его в квартире у соседки. Роль соседки-книготорговца и феминистки Сандры, мало заинтересованной в детях, играет Валерия Бруни Тедески. В отличии от схожего с ним по сюжету фильма «Мой мальчик» 2002 года режиссеров Криса и Пола Вайцев, где главная роль мужская и отведена Хью Гранту, это не фильм о становлении или перевоплощении главной героини из Золушки в принцессу. Их обоюдная с ребенком привязанность только подчеркивает осознанность позиции Сандры, не желающей иметь детей и предпочитающей жить в одиночестве, что не мешает ей при этом оставаться человеком.  

В фильме режиссеров Дельфин и Мюриэль Кулен «Тихий сын» в центр повествования ставится семейный и ценностный конфликт. Персонаж Венсана Линдона, отмеченного за эту роль Кубком Вольпи, вдовец Пьер растит двух братьев-подростков. Младший, Луи (Стефан Крепон) усердно учится и готовится к поступлению в университет, тогда как старший брат, Фус (Бенжамен Вуазен) все меньше играет в футбол, и все больше времени проводит в компании друзей-неонацистов. Ценности Фуса противоречат всем возможным ценностям семьи, но его отец не оставляет попыток вернуть сына на путь истинный. В «Тихом сыне», чье название в оригинале звучит как «Играть с огнем», одним из главных оказывается библейский вопрос предела родительской любви, принятия и прощения, который, согласно режиссерам, также применим к расщепленному  социальными и политическими конфликтами обществу Франции. Рассказанная история перекликается с «Что-то не так с Кевином» режиссера Линн Рэмси, где, наоборот, была рассказана история матери (Тильда Суинтон) и ее отношений с сыном психопатом.

Вопросы диктатуры и неонацизма в этом году занимали многих режиссеров. Наряду с «Орденом» Джастина Курзеля, был представлен созданный Джо Райтом сериал «М. Сын века», подробно описывающий приход Бенито Муссолини (Лука Маринелли) к власти, и беззастенчиво подчеркивающий сходство прошлого с сегодняшним днем.   

История и диалог прошлого и настоящего стали одной из главных тем в Венеции. Показав первую часть саги «Горизонты» в рамках Каннского кинофестиваля, Кевин Костнер привез в Венецию сразу и первую, и вторую (из четырёх задуманных) части своего масштабного проекта. Задуманная им история освоения американского Запада по размаху сравнима с «Войной и миром» Толстого или с «Крестным отцом» Копполы. Костнер стремится увековечить историю своей страны, а заодно и вписать в нее себя. Возможно, именно из-за последнего, фильм оказывается суетливым, а не монументальным, недостаточно человечным, но и недостаточно величественным.

После фильма «Шикун», основанном на пьесе «Носороги» Эжена Ионеско, режиссер Амос Гитай, в поисках объяснения политической ситуации в Израиле, решил обратиться к историческим источникам, а точнее, к переписке Альберта Эйнштейна и Зигмунда Фрейда, почти сто лет назад вопрошавших - «Почему война?». Увы, фильм Гитая получился философским и чересчур высокопарным рассуждением, назойливым, а не просвещающим.

«О собаках и людях» соотечественника Гитая, режиссера Дани Розенберга смог найти общий язык со зрителем. Снятый вскоре после атаки 7 Октября в кибуце Нир-Оз, фильм смешивает воображение и реальность. 16-летняя Дар (Ори Авиноам - единственная профессиональная актриса) пробирается обратно в кибуц в поисках своей собаки. Несмотря на кажущуюся маловажность, этот поиск становится для девочки единственной возможностью примириться с реальностью, продолжить существование в мире, утратившем всякий смысл. Все герои (непрофессиональные актеры играют самих себя, диалоги сымпровизированы) встречают Дар с пониманием, готовы помочь ей. Важность ее миссии для них в объяснении не нуждается.

Клод Лелуш, награжденный премией Cartier Glory to the Filmmaker, снял музыкальную комедийную драму «Finalement» с Кадом Мерадом в роли адвоката Лино. В связи с проблемами со здоровьем, он теряет способность врать, оставляет свой дом и семью и отправляется в путешествие по дорогам Франции. Если, согласно официальной версии, послание фильма должно звучать как – «Все, что ни делается, все к лучшему», то, в действительности, фильм больше похож на отказ от попытки найти обоснование происходящему в современном мире. Лино, как и персонаж Дар, отправляется в путь в поисках смысла жизни, но, в отличии от девочки, оставляет позади семью. Он отказывается от наложенных на него обязательств, и сделанный им выбор в пользу себя сближает его с персонажем Сандры из «Привязанности» Карин Тардьё.

Охватив сюжеты от неонацизма до семейных конфликтов, фильмы французских режиссеров стали в контексте Венецианского кинофестиваля своеобразной константой, непрестанно и точнее всех фиксируя происходящее в современном мире, стремясь найти в нем место для своих героев, а заодно и для зрителя.

Венеция  


Читайте также


Россияне растягивают ипотечное удовольствие

Россияне растягивают ипотечное удовольствие

Анастасия Башкатова

Чтобы купить квартиру, семьи вынуждены брать кредит уже более чем на 22 года

0
605
Деньги для нацпроектов советуют искать на бирже

Деньги для нацпроектов советуют искать на бирже

Михаил Сергеев

Госкомпании РФ получат финансирование через продажу акций на триллион рублей

0
649
ЦБ РФ повысил прогноз по чистой прибыли банков на 2024 год до 3,3–3,8 трлн руб

ЦБ РФ повысил прогноз по чистой прибыли банков на 2024 год до 3,3–3,8 трлн руб

0
378
Норвежская компания установила в Баренцевом море плавучую платформу для добычи нефти и газа

Норвежская компания установила в Баренцевом море плавучую платформу для добычи нефти и газа

0
416

Другие новости