0
3393
Газета Кино Печатная версия

08.09.2024 18:18:00

На Венецианском кинофестивале победил Педро Альмодовар

Фильм «Соседняя комната» завоевал «Золотого льва»

Тэги: венеция, кинофестиваль, Венецианский кинофестиваль


венеция, кинофестиваль, Венецианский кинофестиваль Триумфатор кинофестиваля и его награда. Фото Reuters

Завершился 81-й Венецианский кинофестиваль. Жюри под председательством актрисы Изабель Юппер определили лауреатов. «Горная невеста» Мауры Дельперо получила Гран-при жюри, «Серебряный лев» за лучшую режиссуру достался «Бруталисту» Брэйди Корбета, призом за лучший сценарий были отмечены Мурило Хаузер и Эйтор Лорега за фильм «Я все еще здесь» Вальтера Саллеса, специального приза жюри был удостоен «Апрель» грузинского режиссера Деа Кулумбегашвили, а актерские награды – «Кубки Вольпи» за лучшую мужскую и женскую роли – получили Николь Кидман («Малышка») и Венсан Линдон («Тихий сын»). Поль Киршер, сыгравший в фильме «И дети их после них» Зорана и Людовика Бухерма, стал лауреатом Премии Марчелло Мастроянни как лучший начинающий актер.

Сюжет «Соседней комнаты» Альмодовара строится вокруг диалогов двух давних подруг – писательницы Ингрид (Джулианна Мур) и военного корреспондента Марты (Тильда Суинтон), вновь обретающих друг друга, когда Ингрид случайно узнает, что Марта находится на последней стадии заболевания раком. Первый англоязычный фильм Альмодовара соткан, как полотно, из отсылок к «Миссис Дэллоуэй» Вирджинии Вульф и повести «Мертвые» Джеймса Джойса, к «Персоне» и «Седьмой печати» Ингмара Бергмана. Элементы саспенса неизбежно напоминают о Хичкоке, рядом с которым неожиданно – Бастер Китон. Изобилие ассоциаций только подчеркивает поиск героинями понимания и равновесия между жизнью и смертью. Марта принимает грядущую смерть, стремится ее приблизить, тогда как у Ингрид эта идея вызывает отторжение, но дружеская любовь и верность позволяют ей принять позицию подруги. Внешне кажущийся фильмом о смерти, «Соседняя комната» в итоге оборачивается историей про жизнь, самым настоящим манифестом Венецианского кинофестиваля.

Стоит отметить, что в Венеции ценят своих. В 2021 году фильм «Параллельные матери» Альмодовара был представлен на кинофестивале, тогда же актерская игра Пенелопы Круз была отмечена «Кубком Вольпи». В этом же году практически каждый из отобранных в программу фильмов тоже так или иначе связан со смотром и его историей. Представленный вне конкурса комедийный боевик «Одинокие волки» режиссера Джона Уоттса, автора последней трилогии про «Человека-паука», воссоединил дуэт Брэда Питта и Джорджа Клуни. В последний раз актеры были вместе на экране в фильме братьев Коэн «После прочтения сжечь», открывавшем Венецианский кинофестиваль в 2008 году. Сюжет о двух принужденных к совместной работе чистильщиках напоминает собой смесь из «Когда Гарри встретил Салли» и «Мистера и миссис Смит», лишенную романтической подоплеки. По жанру же фильм ближе к «Пороховому коктейлю» Навота Папушадо с Карен Гиллан – недостаточно смешной для полноценной комедии, недостаточно воинственный для боевика. В контексте карьеры Питта «Одинокие волки» становятся логическим продолжением «Быстрее пули» режиссера Дэвида Литча, где актер сыграл главную роль. Фильм, хотя и увлекательный, не претендует на то, чтобы стать частью культурного наследия.

Очередным, на этот раз неудачным, фарсом оказалось продолжение фильма «Джокер» Тодда Филлипса – «Джокер: безумие на двоих», – представленное в конкурсной программе. Психологический триллер по мановению руки режиссера обернулся музыкальным, в оправдание чего к Хоакину Фениксу присоединилась Леди Гага в роли Харли Квинн. Если при создании первого фильма Филлипс вдохновлялся «Таксистом» Мартина Скорсезе, то на этот раз режиссер решил прибегнуть к гротеску и обратиться к «Ла-Ла Ленду» и «Вестсайдской истории». Видимо, именно смена жанра и стала причиной, по которой продолжение истории не только не удалось, но и умудрилось испортить впечатление от своего предшественника, который в 2019 году, в рамках 76-го Венецианского кинофестиваля, удостоился главной награды – «Золотого льва». История трикстера с раздвоением личности перекликается с фильмом открытия – «Битлджус Битлджус» Тима Бертона. И оба напоминают – некоторые истории стоит оставить в прошлом.

«Бруталист» режиссера Брэйди Корбета, представленный в конкурсной программе, рассказывает историю венгерского архитектора Ласло Тота, который после Второй мировой войны перебирается в США. Корбет в некотором смысле обязан Венецианскому кинофестивалю стартом своей карьеры. В 2015 году его первый полнометражный фильм «Детство лидера», снятый по мотивам одноименной повести Жан-Поля Сартра, был представлен здесь в секции «Горизонты» и выиграл награды за лучший дебют и лучшую режиссерскую работу. В «Бруталисте» в главной роли в соответствии с закрепившимся за ним образом мученика снялся Эдриан Броуди, его жену сыграла Фелисити Джонс. Признаться, «Бруталист» так и напрашивается на сравнение с «Пианистом» Романа Полански, где тоже играл Броуди – увы, в пользу последнего. Несмотря на монументальность и внимание к технической стороне процесса – фильм про 1950-е годы снят с использованием технологии того времени и перенесен на пленку 70 мм, – после просмотра возникает вечный вопрос: а к чему все это? Почему-то немногие из представленных фильмов дают на него ответ.

«Орден» австралийского режиссера и сценариста Джастина Курзеля – один из конкурсных фильмов на тему неонацизма. В 1983 году в Айдахо агент ФБР в исполнении Джуда Лоу преследует группу грабителей. Постепенно он приходит к осознанию, что они ставят перед собой цель воплотить в жизнь «белую расовую революцию», руководствуясь описанным в романе «Дневники Тёрнера» планом. Курзель в первую очередь известен сотрудничеством с актерами Майклом Фассбендером и Марийон Котийяр, снявшихся в его «Макбете» 2015 года и «Кредо убийцы» 2016 года. «Орден» – качественная попытка найти истоки сегодняшних событий, среди которых захват сторонниками Дональда Трампа Капитолия в 2021 году. Несмотря на неизбежную победу добра, катарсиса фильм не гарантирует, как и поднятия настроения.

«Малышка» с Николь Кидман, Харрис Дикинсон и Антонио Бандерасом обращается к таким сюжетам, как власть, контроль, возраст, иерархия, первичный инстинкт, на примере личной истории. Будучи руководителем крупной компании, героиня Кидман вступает в отношения со стажером, в которых контроль и власть переворачиваются с ног на голову. Режиссер Халина Рейн наиболее наглядным образом исследует многосторонность человеческой натуры. Но и у этой истории не хватает завершения. Как показывает Венецианский кинофестиваль, в центре внимания сегодня – попытка найти объяснение и спасение от окружающих нас ужасов. Но, возможно, чтобы рассказать убедительные истории, кино пора начать брать пример с литературы и театра. Пока же рассказанным историям не хватает убедительности и финала. 

Венеция


Читайте также


Один из главных принципов «Докера» – кино важнее документа

Один из главных принципов «Докера» – кино важнее документа

Вера Цветкова

Когда реальность превращается в искусство

0
4770
Венецианский фестиваль повернулся к зрителю своей человеческой стороной

Венецианский фестиваль повернулся к зрителю своей человеческой стороной

Алиса Сафонова

Режиссеры отвечают на вопрос, как спастись в современном мире

0
5830
Венецианским кинофестивалем овладела ностальгия

Венецианским кинофестивалем овладела ностальгия

Алиса Сафонова

Смотр открылся фильмом Тима Бертона «Битлджус Битлджус» 

0
5835
Любовь как вспышка фотокамеры

Любовь как вспышка фотокамеры

Полина Юсупова

Поэтесса Татьяна Данильянц и композитор Андрей Зеленский подарили Москве «Розу Венеции»

0
1893

Другие новости