Героини «Трех подруг» переживают кризис в личной жизни. Кадр из фильма
Представленные в этом году на Венецианском кинофестивале фильмы упорно отстаивают за собой право на человечность и ищут ответы на вопросы о том, как устроен современный мир и как в нем жить. Нейроотличные семьи, беженцы, военная диктатура раз за разом ставятся в центр повествования, и именно любовь позволяет героям настоять на том, что они «право имеют».
Первый полнометражный фильм французского режиссера Анн-Софи Байи «Mon inséparable» (название переведено на английский как «Мое всё», и кажется, что это наиболее корректный перевод) в секции «Горизонты» рассказывает об устарелых общественных представлениях через историю взаимоотношений Моны в исполнении Лор Калами и ее нейроотличного сына Жоэля. Согласно сюжету, Жоэль решает завести ребенка со своей девушкой Осеан. У их родителей-опекунов это вызывает много вопросов. В фильме немало говорится об инвалидности, но в первую очередь это история о семье. Как уже существующей – Моны и Жоэля, так и семьи, право на основание которой отстаивает Жоэль.
Подобная тема затрагивается и в другом фильме этой же секции, в «Тихой жизни» греческого режиссера Александроса Авранаса с Чулпан Хаматовой и Григорием Добрыгиным в главных ролях. Авранас, взяв за основу для сценария статью в New York Times, исследует синдром отстраненности на примере российской семьи в Швеции. Впервые зафиксированный во время Второй мировой войны в концентрационных лагерях, этот синдром встречается у детей беженцев, которые, будучи не способны справиться с переживаемым родителями стрессом, впадают в состояние сна, переставая взаимодействовать с действительностью. В литературе этот феномен, судя по всему, одним из первых описал Шарль Перро в «Спящей красавице». По сюжету фильма Сергею (Добрыгин) и Наталье (Хаматова) отказывают в праве на убежище на глазах у детей, после чего их младшая дочь впадает в кому. Родителей обвиняют в том, что они не смогли уберечь детей от стресса, и разлучают с дочерью, которую помещают в специализированную клинику. Бюрократия становится формой насилия, пыткой, прикрывающейся внешней политкорректностью и правильностью. Бой с ней неравный, и только сохранение человечности и любовь могут, как в сказке, спасти заснувших детей.
Разделение семьи государством показано и вне конкурсной программы, в документальном фильме американского кинорежиссера Эррола Морриса «Разделенные». Моррис известен, в частности, тем, что из-за его первого фильма Вернер Херцог на спор съел свои башмаки (Херцог не верил, что Моррису удастся завершить работу над фильмом «Врата рая»). В новой картине, основанной на книге американского тележурналиста Джейкоба Собороффа «Разделенные: внутри американской трагедии» (Separated: Inside An American Tragedy), показана проводившаяся президентским кабинетом Дональда Трампа политика разделения детей и родителей на южной американской границе с целью запугивания потенциальных семей-мигрантов. Здесь история рассказана с обратной «Тихой жизни», институциональной точки зрения. Несмотря на отсутствие официальных распоряжений, сотрудники разных инстанций постепенно начинают отмечать быстрый рост количества случаев «разделения». И именно голос изнутри системы оказывает сопротивление беззаконию, привлекая внимание коллег и общественности к нелегальности проводимой политики. Как ни странно, чудеса рискуют случиться даже в МФЦ.
В конкурсной программе фестиваля фильм бразильского режиссера Вальтера Саллеса «Я все еще здесь», снятый по мотивам мемуаров Марсело Рубенса Пайво, рассказывает о противостоянии одной семьи и государства. В 1971 году, в период Военной диктатуры в Бразилии, бесследно исчезает забранный полицией бразильский инженер-строитель и политик Рубенс Пайво. Его жена, Мария Лукресия Юнис Фаччиолла Пайва, остается одна с пятью детьми и решает продолжить борьбу за мужа единственно понятным ей способом: получить правовое образование. И, наконец, Эммануэль Муре в «Трех подругах», представленных в рамках основной конкурсной программы, с Индией Аир, Камилль Коттен и Венсаном Макеном в главных ролях, задается вопросом, что же такое любовь. В стиле французской новой волны и Франсуа Трюффо Муре прослеживает историю трех подруг, каждая из которых, уже находясь в отношениях, пытается справиться с сильными чувствами. Как показывает Венецианский кинофестиваль, всех режиссеров сейчас занимает один и тот же вопрос: как сохранить человеческий облик в мире, который с такой скоростью теряет лицо? Ответ у всех тоже один – спасение в любви.
Венеция