Спустя годы братья возвращаются туда, где провели детство. Кадр из фильма
В российский прокат выходит французская драма «Братья» – фильм режиссера Оливье Касаса, снятый по мотивам реальной, удивительной и трагической истории мальчиков, в детстве, которое пришлось на послевоенный период, проживших в лесу целых семь лет. И так до конца и не оправившихся от этого опыта – картина посвящена сотням тысяч детей, потерявших дом, родителей, да и просто потерявшихся во время Второй мировой. В главных ролях – Матье Кассовиц и Иван Атталь.
Действие начинается в 1948 году – пятилетний Мик и семилетний Патрис живут в приюте, в надежде, что мама (Альма Ходоровски) все-таки заберет их. Но в планы женщины сыновья не входят, она уже пакует вещи, чтобы отправиться за океан, наврав всем – прежде всего своей матери, отношения с которой холодны, а то и враждебны, – что мальчики едут с ней. Приютившие братьев люди также не готовы брать на себя столь большую ответственность, у каждого здесь – свои планы, своя боль. Став свидетелями самоубийства их временного опекуна, ребята пытаются спасти мужчину, тот, по сути, уже мертвый, что невдомек детям, падает и ударяется головой – Патрис уверен, что он убийца, и вместе с Миком немедленно убегает в чащу леса. Где дети и проведут почти в полном одиночестве, изоляции и страхе следующие семь лет.
Параллельно с этим показана жизнь героев спустя несколько десятков лет. Патрис (Кассовиц) стал врачом, Мик (Атталь) – архитектором, мужем и отцом сына и дочери. У Патриса также есть жена, но вот детей завести не удалось, сказались последствия трудного, голодного детства – однажды его обеспокоенная супруга звонит его брату и сообщает, что мужчина исчез. И Мик, бросив все, накануне семейного праздника по случаю 20-летия дочери отправляется в Канаду. Он один знает, как и где найти Патриса – конечно, в лесной хижине, где братья проведут еще несколько дней, вспоминая прошлое и раздумывая о настоящем и будущем.
«Братья» – личная, семейная драма, погружающая зрителя в природу родственной связи, отношений, детских травм, наложенная на очень важный в этом случае исторический контекст. У случившегося с маленькими героями одновременно есть – и нет – виновных. Вроде бы и не найти оправдания ни маме, ни бабушке, с другой стороны – и они невольные жертвы обстоятельств, жестокого времени. Последствия которого, ощутимые спустя десятилетия, накладывают несмываемый отпечаток на жизни целых поколений. Мик и Патрис хранят свою тайну, прикрываясь ширмой счастливой, беззаботной жизни, которую они, безусловно, заслужили и в итоге обрели. Старший, взявший на себя всю боль и бремя заботы о младшем, так и остался узником хижины в лесу. Считая то время, те семь лет, которые со стороны могут показаться годами лишений и страданий, самыми счастливыми и единственными настоящими и стоящими. Это – цена поистине мирной и спокойной жизни младшего. И оба они в итоге понимают и принимают тот факт, что один будет жертвовать собой для счастья другого до конца.
Несмотря на то что действие перемещается из одной эпохи в другую – масштаб и размах вроде бы внушительны, – изображение выходит очень камерным и лаконичным, сосредоточенным на двоих главных персонажах, которые так и остаются один на один друг с другом и против всех. Их связь крепнет в лесу и не рвется спустя годы и независимо от разделяющего их расстояния. Безусловная трагедия двух братьев и целого мира – покалеченного, обездоленного, превратившегося в пепелище, отдает тем не менее все же светлой грустью, каким бы печальным, разрушительным и непоправимым ни был бы финал. Не только сентиментальный, но и поучительный, за скобками и между строк напоминающий всем сегодня, что жертвы войны – не только те, кто гибнет на полях сражений.