Герои Семена Шкаликова и Анастасии Красовской испытывают интерес друг к другу. Кадр из фильма
В прокат выходит «Ячейка общества» – новый фильм режиссера и сценариста Алены Званцовой («Небесный суд», «Частица вселенной», «Оттепель»), который она писала в соавторстве с Марией Дивовой. Главные роли в драме о кризисе молодой семьи сыграли Анастасия Красовская, Кузьма Котрелев, Семен Шкаликов и юная Герда Пугачева.
Саше (Красовская) и Кириллу (Котрелев) еще нет и 30, но у них уже есть полноценная семья и взрослая, по всем признакам, жизнь – пятилетняя дочка, большая квартира в аренду, работа. Правда, пока только у Кирилла, который трудится в сфере IT, но вопреки всем стереотипам зарабатывает весьма скромно. Что касается Саши, то она засиделась в декрете, и выход из него не дается ей просто. Дочку Варю (Пугачева) пора отправлять в детский сад, и ее мама переживает разлуку тяжело, не зная, куда себя деть. Поэтому соглашается возглавить родительский комитет и поставить с детьми музыкальный спектакль.
Во время репетиций девушка знакомится с Глебом (Шкаликов), отцом Вариной подружки. Он взрослый, обеспеченный и состоявшийся мужчина, обходительный – за чашкой кофе выясняет, где Саша училась, и предлагает помочь с поиском работы. И она, принимая ухаживания Глеба, увлеченно соглашается, что не ускользает от внимания маленькой Вари – она чувствует, что происходит что-то не то, да еще и мама просит не говорить папе о встречах с дядей Глебом. Так невинный, по сути, флирт разрастается до масштабов страшной тайны, которую малышка, конечно, не в силах хранить.
«Ячейка общества» – по всем признакам небанальная семейная история, исследующая не просто кризис отношений, но, что важно, отношений людей, вступивших в брак в юном возрасте, не успевших повзрослеть отдельно друг от друга и вынужденных брать на себя не по годам серьезную ответственность. То, что их настигнет-таки экзистенциальный ужас, было лишь вопросом времени. В его пучину затягивает и ребенка, вынужденного украдкой слышать не предназначенные для детских ушей разговоры и брошенные второпях обидные слова. Герда Пугачева удивительно тонко и точно играет ту самую часто не принимаемую в расчет родителями проницательность и обостренную чувствительность.
Удачным получился и остальной кастинг, где все появляются в целом в непривычных для себя амплуа. И главное – очень в них убедительны, что кажется в особенности удивительным в случае Анастасии Красовской, чей образ не соответствует поставленной задаче, но парадокс этот лишь усиливает эффект. Ее внешность вроде бы не предполагает нахождение в подобной ситуации – ранний брак, засасывающая семейная рутина, но это подчеркивает неотвратимую реалистичность истории. Она не выглядит, как можно было бы ожидать, замученной домохозяйкой, запутавшейся в пеленках и заточенной в добровольном плену на кухне, но при этом испытывает столь знакомую всем неуверенность в себе. Вдруг отыскивает на идеальном теле предательские складки, не может поверить в собственную привлекательность, стыдливо смотрит в пол.
Также и Кирилл, застрявший в карьерной ловушке, – чем дальше, тем труднее обоим признать запоздалую необходимость идти дальше и становиться наконец взрослыми. Пресловутая «ячейка общества» – само это советское словосочетание накладывает сомнительные обязательства вроде необходимости держаться за нее изо всех сил, ведь так принято. Они стараются ради ребенка, но на довольно горьком опыте понимают, что эти искусственные старания могут обернуться трагедией – шила в мешке не утаишь.