Бывший хозяйственник решил постичь азы современного искусства – и преуспел. Кадр из фильма
В прокат выходит новый фильм Владимира Котта «Культурная комедия» – жанр обозначен в названии, однако помимо культурной комедия эта еще и романтическая. А также весьма изящно, хоть и очевидно приуроченная к отмечавшемуся в 2023 году 300-летию Перми. Все действие, как и основные съемки картины, происходит в этом городе. В главных ролях – Алексей Чадов и Яна Гладких, а Юрий Стоянов сыграл пермского поэта в творческом кризисе.
Заместителю мэра – молодому и амбициозному «хозяйственнику» Виктору Летаеву (Алексей Чадов) – грозит увольнение, несмотря на все его старания по облагораживанию города. Все дело в том, что губернатор вернул из Лондона на родину свою дочку (Александра Велескевич), и получившая за рубежом модное арт-образование начинающая чиновница жаждет создать в уральском городе кластер для молодежи или центр современного искусства. Летаев понятия не имеет, что это все значит, но убеждает ее отдать подряд именно ему. А чтобы набраться знаний и «окультуриться», отправляется в местный вуз на занятия к преподавателю литературы и искусства Марине Николаевне (Яна Гладких). Оба поначалу не воспринимают затею всерьез – Виктор срывает лекции, учительница с недоверием, переходящим в пренебрежение, смотрит на чиновника-неуча, у которого на уме лишь деньги. И даже задумывает написать на эту тему обличающую диссертацию. Однако их совместные путешествия по местам, где когда-то творили Пастернак и Чехов, преображают обоих.
Из встречи двух бюджетников, находящихся на разных полюсах освоения этого самого бюджета, в итоге получается непритязательная, но складная сентиментальная история – а еще весьма живописная экскурсия по Перми и окрестностям с посещением знаковых мест, рассказ о которых ловко вписан в сюжет комедии. Поначалу якобы злодей Летаев – героиня Гладких, как, впрочем, наверняка и зритель не ждет ничего положительного от человека из администрации – оборачивается персонажем, не чуждым прекрасного. Не последнюю роль, конечно, играет симпатия к учительнице, но и сам он не такой уж прожженный коррупционер – по-своему заботится о городе, делает тротуары и бордюры (пусть и не особо прочные – шутка для москвичей). Но уверен, что культура – нечто необязательное, надуманное, а уж современное искусство и вовсе в прямом смысле мусор. Для людей, не глядящих дальше фасада и гонящихся за какими-то трендами, так в итоге и оказывается, но вот Летаев в процессе разубеждается в некоторых собственных мыслях.
А как иначе, когда рядом и домик Чехова, где он якобы вдохновился на написание «Трех сестер», и пастернаковские сосны, и даже живой поэт Белозеров (Юрий Стоянов), о причинах чьего затянувшегося творческого кризиса полфильма спорят Марина и Виктор – актер тем временем выдает эпичные в своей комичности эпизоды и этюды, достойные отдельного кино. За простой историей в «Культурной комедии» обнаруживается немало почти философских мыслей на тему искусства, не таких уж оригинальных, но уместных, с редкими вкраплениями актуального, острого юмора. Хотя в целом портрет города получается комплиментарным, как того требует жанр и повод, – минимальная критика социальных и управленческих проблем подана в юмористическом ключе, утрированно, между делом и между строк.
Мораль сей истории – а куда без нее? – в финале сводится к тому, что судить людей по всевозможным сопутствующим их роду деятельности стереотипам не всегда уместно. Среди городской администрации, которой лишь бы освоить бюджет и не попасть в немилость губернатора, находится сопротивляющийся своей природе, но все же глубокий романтик, а университетская преподавательница, при всей увлеченности высокими материями, также способна на мелкую, но подлость. Обменявшись «любезностями» в виде некрасивых поступков, герои таки обретают друг друга в идиллическом финале на живописном берегу Камы – ну, может, городу это пойдет на благо.