Путь главного героя – к всепрощению и освобождению через дружбу с безмолвным зверем. Кадр из фильма
В Иванове проходит 18-й фестиваль «Зеркало» – созданный в 2007 году в честь 75-летия со дня рождения Андрея Тарковского, смотр неразрывно связан с именем режиссера. В этом году 50 лет исполняется фильму, давшему фестивалю название, а также 800-летие отмечает город Юрьевец, где Тарковский провел детство и где проходит торжественное открытие «Зеркала».
Центральным событием церемонии, с которой официально начался фестиваль, стало выступление хора и оркестра Questa Musica под управлением дирижера Филиппа Чижевского – музыканты, вдохновившись собственно фильмом «Зеркало», исполнили программу, состоявшую из произведений Баха, Пярта, Артемьева, а ведущая Ирина Розанова прочитала стихотворения Арсения Тарковского. Все это – на фоне старинной колокольни на центральной площади Юрьевца, недалеко от улицы, где все еще стоит, превращенный сегодня в музей, дом детства Андрея Тарковского.
В тот же день, что и открытие, был показан и первый фильм конкурсной программы, которая в этом году состоит из девяти картин, среди которых две российские – «Отца сын» Ильи Зимина по рассказу Василия Шукшина и «Кукушка» якутского режиссера Евгения Николаева, который написал сценарий совместно с Дмитрием Давыдовым («Пугало», «Нелегал», «Молодость»), а также ленты из Сербии, Судана, Турции, Франции, Германии. На «Зеркале» у всех этих фильмов – российская премьера, однако почти все они уже имеют фестивальный опыт и награды крупнейших зарубежных смотров.
Не исключение и китайский фильм «Черный пес» режиссера Гуань Ху, победивший в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля (а тот самый черный пес Синь – Гран-при неофициального конкурса, в котором награждают собак-актеров, Palm Dog). Действие картины разворачивается в 2008 году, за несколько недель до начала Олимпийских игр в Пекине, в городе на краю пустыни. Власти планируют облагородить поселок, снести старые здания – и избавиться от наводнивших улицы бездомных собак. Группы добровольцев-отловщиков выходят на охоту, присоединяется к ним и главный герой Ланг (Эдди Пэн). Он только вышел из тюрьмы, где сидел, потому что якобы виновен в смерти родственника местного криминального авторитета – тот, к слову, все еще жаждет мести. Но Ланг не боится бандитов, молчит и сторонится людей – вместо этого привязывается к одному из бродячих псов, самому неуловимому и, по слухам, больному бешенством.
По-азиатски медитативная, но вместе с тем – шумная и динамичная, с саундтреком в виде собачьего лая, картина сосредоточена одновременно и на философских, общечеловеческих, духовных вопросах и на социальной проблематике. Путь главного героя – к всепрощению и освобождению через дружбу с безмолвным, но понимающим с одного взгляда и свиста зверем – проходит на фоне, весьма ярко демонстрирующем процессы в обществе, вроде коснувшейся китайской глубинки и связанной с подготовкой к Олимпиаде джентрификации.
Старики и собаки на фоне уже полузаброшенных жилых кварталов – словно иллюстрация изменений, происходящих с китайской провинцией. История Ланга и черного пса – трогательная и символичная сага, рифмующаяся с описанным выше общественно-социальным контекстом. Старое всегда уступает место новому, вопрос лишь в том, что останется, когда ты уйдешь, какое наследие и какой след. В данном случае – отпечаток длинной худой собачьей лапы на сгибе руки, след от мотоцикла на песке бесконечной пустыни, эхом разносящийся по ней протяжный вой. И улыбка героя, наверняка первая за много лет. Что бы он ни сделал за кадром, он сумел это искупить – спасти по крайней мере одну (а на деле и еще парочку) душу. В российский прокат фильм «Черный пес» выйдет уже 25 июля.