0
2582
Газета Кино Печатная версия

23.06.2024 18:53:00

Кен Лоуч снял фильм-завещание

Картина рассказывает о том, как в британскую деревню прибывают мигранты

Тэги: кинопремьера, кен лоуч, социальное кино, паб старый дуб, рецензия


кинопремьера, кен лоуч, социальное кино, паб старый дуб, рецензия Хозяин бара хоть и помогает новым соседям, но помалкивает. Кадр из фильма

До 30 июня в городах России проходят специальные показы фильма «Паб «Старый дуб». Это, как режиссер сам объявил во время Каннского фестиваля, где картину показывали в основном конкурсе и где она получила приз экуменического (христианского) жюри, возможно последний фильм живого классика Кена Лоуча. Отметивший в июне 88-летие британец в очередной раз подтвердил статус признанного мастера социального кино – его новое заявление тише прочих, но оттого не менее актуально, а уж человечности и простой доброты в нем и вовсе с избытком.

В шахтерскую деревеньку английского графства Дарем прибывают сирийские беженцы. Правительство за бесценок выкупило пустующие дома, чтобы расселить туда тех, кто давно потерял свои. Часть местных жителей встречает иноземцев и иноверцев враждебно – в местном пабе «Старый дуб» обсуждают, не стесняясь весьма расистских высказываний, мигрантов и угрозу, которую они, дескать, несут. Хозяин бара Ти Джей Баллантайн (Дэйв Тернер) хоть и помогает новым соседям, развозя вместе с подругой-активисткой Лорой (Клэр Роджерсон) еду, одежду и вещи первой необходимости, но помалкивает – его заведение, как и все в этом забытом богом, откровенно умирающем после закрытия шахт городке, дышит на ладан, и терять постоянных клиентов мужчине не хочется.

Но рано или поздно ему все-таки придется сделать моральный выбор, к которому героя – человека сурового и скрытного, но с огромным сердцем – подтолкнет дружба с сирийкой Ярой (Эбла Мари). Она говорит по-английски (выучила за время жизни в лагере беженцев), талантливо фотографирует на камеру, подаренную отцом (мужчина пропал без вести), и не стесняется отстаивать свое право на мирную жизнь. Не только приезжие, но и местные отчаянно нуждаются – в деньгах, еде, сочувствии, и Ти Джей с Ярой пусть не сразу, а иногда дорогой ценой, но найдут способ подарить этому сообществу надежду на новое начало и будущее.

Сцены иллюстрируют базовые понятия и озвучивают простые истины, но в этом и ценность фильма Лоуча, который напоминает своим героям, а вместе с ними и зрителям, что вообще значит быть человеком. Завсегдатаи паба – узнаваемые диванные политологи – мелют языком и постят злые глупости в соцсетях не от жизни хорошей. В качестве не оправдания, а объяснения появляются на экране висящие в давно заброшенном от нехватки средств втором зале «Старого дуба» фотографии шахтерской забастовки – отцы и матери героев фильма когда-то боролись за лучшую жизнь, но проиграли, а их детям сегодня приходится выбирать, заплатить ли за свет или купить еды. Свое горе всегда ближе.

А на чужое сперва хочется закрыть глаза. И Ти Джей с Ярой оказываются первыми, кто понимает, что, только объединившись, можно помочь всем сразу – одним освоиться на новом месте, другим чуть облегчить существование. На помощь приходят заветы отцов-основателей, шахтеров, когда-то также выживавших вместе, общиной, и дело не только в глобальных переменах – маленькие люди не свернут горы в один день, – а в том, чтобы начать с себя, помочь соседу в силу своих возможностей, почувствовать и понять горе рядом.

В сегодняшнем озлобленном мире история об английской деревушке выглядит поистине универсальной, глобальной метафорой. И вместе с тем, конечно, будто бы действительно подытоживает всю жизнь – настоящую и творческую – самого автора, который, очевидно, отождествляет себя с главным героем Ти Джеем. Борец за справедливость как на экране, так и в реальности вновь говорит о том, как беспочвенна ненависть и как важно объединение обездоленных во имя борьбы за лучшую жизнь – в бедах безработных англичан виноваты уж точно не сирийские беженцы, как и наоборот. Финал, впрочем, непривычно для Лоуча почти идиллический, а может, в этом и есть смысл – чем проливать больше крови, мстить всем негодяям, множить печали, лучше и впрямь показать безоговорочное единение. 


Читайте также


Свердловские дворцовые интриги

Свердловские дворцовые интриги

Театр музкомедии завершил сезон премьерой мюзикла "Человек, который смеется" в постановке Нины Чусовой

0
1658
Повесть "Завтра была война" превратилась в драму идей

Повесть "Завтра была война" превратилась в драму идей

Елизавета Авдошина

В Театре имени Пушкина  актуализировали классику советской литературы

0
4684
Обладатель "Оскара" Джим Бродбент идет пешком через всю Англию

Обладатель "Оскара" Джим Бродбент идет пешком через всю Англию

Наталия Григорьева

В прокат вышла "Вторая жизнь Гарольда Фрая"

0
4731
Страсти по Есенину

Страсти по Есенину

Георгий Ковалевский

Мировая премьера мюзикла Евгения Загота о поэте прошла на сцене Ростовского музыкального театра

0
3794

Другие новости