Арт (Майк Фейст, слева) и Патрик (Джош О’Коннор) всю дорогу вырывают друг у друга «победу» в виде благосклонности Таши (Зендея). Кадр из фильма
«Претенденты» стал одним из самых ожидаемых фильмов последнего времени, в том числе потому, что премьера его отодвигалась из-за голливудских забастовок – ну и, конечно, из-за Зендаи, одной из самый востребованных современных киноактрис, в главной роли. Да и Лука Гуаданьино, автор «Назови меня своим именем» и новой «Суспирии», в кресле режиссера – многообещающая экспозиция. Фильм – чувственная спортивная драма – в итоге вполне оправдывает ожидания.
Арт Дональдсон (Майк Фейст) и Патрик Цвейг (Джош О’Коннор) подружились в спортивной школе и к 18 годам оба добились неплохих результатов на корте. Однажды на юниорских соревнованиях они встречают восходящую звезду тенниса Таши (Зендея) – и теряют разум. В тот же вечер все трое собираются в номере отеля, где девушка дразнит приятелей, выведывая их интимные тайны, и убегает на самом пике чувственных игр, заявляя, что не хочет рушить их почти семейные отношения.
Обещание в итоге, конечно, нарушает. Спустя 13 лет все они вновь встречаются на соревновании, проходном с точки зрения большого спорта, но ключевом для каждого героя турнира. За прошедшие годы Арт и Патрик перестали общаться: первый женился на Таши, которая ушла из спорта после травмы и теперь воспитывает их с Дональдсоном дочь и выступает тренером мужа, а Патрик, когда-то первый начавший встречаться с девушкой, прозябает в нищете и хочет победить, чтобы подзаработать денег хотя бы на жилье.
Экс-друзья схлестнутся в финальном матче, решающем не только исход турнира, но и подводящем куда более важные итоги отношений. Таши займет место на трибуне. А флешбэки, отмеряющие геймы, расскажут, что же случилось в прошлом.
Гуаданьино, мастер физиологического и эмоционального саспенса, использует довольно очевидную метафору, озвученную еще в самом начале повествования героиней Зендеи: «Теннис – это отношения». Такое можно, пожалуй, сказать про любой коллективный вид спорта, однако именно эта игра в силу ее органической напряженности подходит под определение особенно.
Перебрасывая мяч, Арт и Патрик всю дорогу вырывают друг у друга «победу», приз в виде благосклонности Таши – по крайней мере им так кажется. Сама же она остается тем самым наблюдателем с трибуны, будто безучастным, хотя на самом деле ловко манипулирующим чувствами. Персонаж Зендаи тем и интересен, что не вызывает очевидной симпатии – и, конечно, не должен; не стоит сразу же обвинять режиссера-мужчину, что выгораживает бедных несчастных парней, попавших в сети очередной циничной фам фаталь (femme fatale. Все куда тоньше и сложнее, в том числе и в отношении Таши. Не злодейки, но в каком-то смысле обделенной внятной мотивацией.
Вначале была игра, которая переросла в жизнь и порядком утомила всех участников. Повзрослев, они все еще пытаются быть азартными, хотя на кону давно стоят не просто сексуальные утехи в общаге, а семьи, дети и карьера. Все пытаются выторговать друг у друга победу, используя старые приемы, но никому это, по сути, уже давно не нужно – от любви, если она и была, не осталось и следа, но соревновательный дух, определяющий любого великого спортсмена, берет свое. Даже слов не нужно, тут говорят языком тела, жестов, ухмылок, взглядов – одна подача, и все понятно.
«Претенденты» сняты поистине завораживающе – оператор Сайомбху Мукдипром, в копилке которого упомянутые «Назови меня своим именем» и боди-хоррор «Суспирия», создает истекающие потом крупные планы, невероятные углы «от лица» теннисного мяча, ракурсы, в которых актеры превращаются не просто в атлетов, а в атлантов, подчеркивает красоту и рельефность тел, не забывая о важной тут как никогда мимике.
Спорт не уходит таким образом в фоновый режим, а действительно становится частью взаимоотношений, динамичной иллюстрацией любовного треугольника, куда более информативной, чем прерывающие матч разговорные сцены в отелях и на парковках. Которые изящно рифмуются сквозь года, создавая химию персонажей и формируя их собственный, понятный только троим язык.
При всей страсти «Претенденты» очень целомудренны, но дразнят зрителя – в этом, как и в выборе актеров, не очевидном, но удачном и раскрывающем не только артистический, но и важный для каждой истории этого автора телесный талант каждого, постановщику Луке Гуаданьино, пожалуй, нет равных. Теннис – это отношения, но и любые отношения – спорт, в котором амбиции зачастую важнее чувств.