0
14813
Газета Кино Печатная версия

26.05.2024 17:59:00

"Золотая пальмовая ветвь" не обошлась без российского олигархата

Главного героя картины-лауреата сыграл Юра Борисов

Тэги: каннский кинофестиваль, золотая пальмовая ветвь, лучший фильм, анора, шон бейкер, обзор


каннский кинофестиваль, золотая пальмовая ветвь, лучший фильм, анора, шон бейкер, обзор Прославленный режиссер Джордж Лукас поздравил автора «Аноры» Шона Бейкера с успехом. Фото Reuters

«Золотую пальмовую ветвь» 77-го Каннского кинофестиваля за лучший фильм получила американская картина «Анора» Шона Бейкера о непутевом сынке российского олигарха и его девушке на час – сотруднице секс-индустрии. Это невероятное решение во всех смыслах – с учетом политической ситуации, того, что это чистой воды зрительское кино, казалось бы, далекое от арт-пристрастий главного мирового фестиваля. Но времена меняются...

Никто и не думал, что такое возможно, поскольку в основном конкурсе были представлены работы куда более мощных режиссеров, классиков мирового кино – Копполы, Чжанке, Кроненберга, Соррентино... Но никто не мог бы себе представить еще несколько лет назад, что каннское жюри возглавит королева мейнстрима Грета Гервиг, чей фильм «Барби» побил рекорды в мировом прокате, хотя она славна не только этой картиной. Сразу после церемонии награждения Гервиг задали вопрос, почему она отдала предпочтение «Аноре». Она ответила, что решение было искренним, а в «Аноре», напомнившей ей фильмы Эрнста Любича и Говарда Хоукса, она увидела сочетание старых и новых киноформ.

На зрительских показах, с недавних пор появившихся на элитарном Каннском кинофестивале, нацеленном не на зрителей, а на представителей киноиндустрии, в удаленном от фестивального центра мультиплексе смех не стихал. Именно туда и пришлось отправиться, поскольку получить по аккредитации место в основных фестивальных залах не было никакой возможности. На «Анору» билеты и приглашения разлетались мгновенно, хотя назвать Шона Бейкера лидером кинопроцесса сложно. Видимо, Юра Борисов приносит удачу. Фильм с его участием «Кино номер 6» Юхо Куосманена получил Гран-при в Каннах в 2021 году, а теперь у «Аноры» «Золотая пальмовая ветвь».

В фильме Шона Бейкера также снялись американская актриса Майки Мэдисон, сыгравшая девушку с узбекскими корнями, недавний выпускник Школы-студии МХАТ 22-летний Марк Эйдельштейн, Дарья Екамасова и Алексей Серебряков, живущие в США армянские актеры Карен Карагулян и Ваче Товмасян. На заключительной церемонии никого из них, кроме Майки Мэдисон, не было, но на премьерном показе и пресс-конференции побывали Марк, Юра и Дарья. Герои фильма говорят на гремучей смеси английского, русского и армянского, а русский мат звучит во всем своем великолепии, оценить которое могут только носители языка.

Гран-при получила индийская картина «Все, что мы представляем как свет» Паяла Кападии, что тоже по-своему феноменально, учитывая тот факт, что фильмы из Индии участвовали в конкурсе чуть ли не в 90-е. И это совсем не то, что может себе представить обычный зритель, знакомый с хитами Болливуда. Нынешний победитель рассказывает о медсестрах, они же – родные сестры, помогающие пожилым пациентам госпиталя.

Приз жюри достался мюзиклу «Эмилия Перес» французского режиссера Жака Одиара. А за лучшую женскую роль жюри наградило его актерский ансамбль. Это мексиканская актриса и танцовщица Андриана Пас, актриса доминиканского происхождения, снимавшаяся в «Аватаре» и «Стражах галактики» Зои Салдана, американская певица Селена Гомес и Карла София Гаскон, сыгравшая мексиканского наркоторговца, вынужденного прибегнуть к радикальному хирургическому вмешательству, преобразиться в женщину и похоронить в себе мужчину, чтобы избежать преследований. Петь в суде, офисе или в клинике, как это делают актеры в «Эмилии Перес», – нечто нетривиальное.

Жак Одиар – давний любимец Каннского кинофестиваля. Он получал Гран-при за «Пророка» и «Золотую пальмовую ветвь» за «Дипан». «Эмилии Перес» предрекали главную награду, но дважды лауреатом «Золотой пальмовой ветви» Одиар пока не стал. Фильм снят на испанском языке, но не в Мексике, как предполагалось, а во Франции.

Среди претендентов на главную награду был и опальный иранский режиссер Мохаммад Расулоф, чудом выехавший из своей страны, где его приговорили к восьмилетнему заключению и порке за смелые выступления. Он бежал тайно и без паспорта в Германию и теперь лично смог представить свою картину «Семя священной смоковницы», рассказывающую о страхе, охватившем целую семью в условиях несвободы, где дочери восстают против отца, являющегося поборником режима. Картине присудили спецприз жюри и награду Федерации международной кинопрессы ФИПРЕССИ.

Джесси Племонс, виртуозно и невозмутимо сыгравший три роли в картине Йоргоса Лантимоса «Виды доброты», отмечен за лучшую мужскую роль. Но в целом картина была встречена сдержанно, хотя Лантимос после «Бедных-несчастных» стал едва ли не режиссером номер один. Слишком много игр разума в его новой картине.

Португалец Мигел Гомеш, представлявший «Большое путешествие», отмечен за лучшую режиссерскую работу. Его картина рассказывает об экзистенциальном путешествии британского дипломата в 1918 году по городам Восточной Азии. Бангкок, Шанхай, Сайгон, Осака, Манила, Сингапур показаны в нескольких временных измерениях, такими, какими они были когда-то и какими выглядят теперь. Визуальный мир, будь то мотоциклисты на улицах современного Сайгона или панды среди бамбуковых деревьев, великолепен.

За лучший сценарий отмечен эффектный боди-хоррор «Вещество» француженки Корали Фаржеа, где Деми Мур впервые за долгое время появилась в большой и яркой роли. Ее героиня – популярная телеведущая – получает рискованное предложение. Она принимает препарат, и ее тело распадается, порождая на свет молодую и прекрасную женщину, словно бы замену самой себе.

«Золотую камеру», а ее вручает за лучший дебют отдельное жюри, которое в этом году возглавлял дуэт французской актрисы Эммануэль Беар и бельгийского рэпера и кинорежиссера конголезского происхождения Балоджи, присудили камерной картине «Ариманд» (Швеция – Нидерланды – Норвегия – Германия). Снял ее Хальвдан Ульман Тёндель – внук знаменитого кинорежиссера Ингмара Бергмана и актрисы Лив Ульман. Это был элегантный выбор жюри и открытие нового имени. 

Канны


Читайте также


Фэнтези, мистика – и опять девяностые

Фэнтези, мистика – и опять девяностые

Вера Цветкова

Удержится ли комедийный уровень "Жуков" в 4-м сезоне и достигнет ли мистический приквел "13 Клинической" успеха оригинала

0
2366
Так есть ли отмена русской культуры в киноиндустрии?

Так есть ли отмена русской культуры в киноиндустрии?

Российский артист впервые номинирован на "Золотой глобус", и этому никто не сопротивляется

0
6803
О любви и дружбе, буллинге и раскрытом преступлении

О любви и дружбе, буллинге и раскрытом преступлении

Елизавета Авдошина

В Москве наметился бум спектаклей для подростков

0
5396
В Сингапуре продолжается поединок за мировую шахматную корону

В Сингапуре продолжается поединок за мировую шахматную корону

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

В середине сражения борьба резко обострилась, но счет в матче остается равным

0
4509

Другие новости