Прославленный режиссер Джордж Лукас поздравил автора «Аноры» Шона Бейкера с успехом. Фото Reuters
«Золотую пальмовую ветвь» 77-го Каннского кинофестиваля за лучший фильм получила американская картина «Анора» Шона Бейкера о непутевом сынке российского олигарха и его девушке на час – сотруднице секс-индустрии. Это невероятное решение во всех смыслах – с учетом политической ситуации, того, что это чистой воды зрительское кино, казалось бы, далекое от арт-пристрастий главного мирового фестиваля. Но времена меняются...
Никто и не думал, что такое возможно, поскольку в основном конкурсе были представлены работы куда более мощных режиссеров, классиков мирового кино – Копполы, Чжанке, Кроненберга, Соррентино... Но никто не мог бы себе представить еще несколько лет назад, что каннское жюри возглавит королева мейнстрима Грета Гервиг, чей фильм «Барби» побил рекорды в мировом прокате, хотя она славна не только этой картиной. Сразу после церемонии награждения Гервиг задали вопрос, почему она отдала предпочтение «Аноре». Она ответила, что решение было искренним, а в «Аноре», напомнившей ей фильмы Эрнста Любича и Говарда Хоукса, она увидела сочетание старых и новых киноформ.
На зрительских показах, с недавних пор появившихся на элитарном Каннском кинофестивале, нацеленном не на зрителей, а на представителей киноиндустрии, в удаленном от фестивального центра мультиплексе смех не стихал. Именно туда и пришлось отправиться, поскольку получить по аккредитации место в основных фестивальных залах не было никакой возможности. На «Анору» билеты и приглашения разлетались мгновенно, хотя назвать Шона Бейкера лидером кинопроцесса сложно. Видимо, Юра Борисов приносит удачу. Фильм с его участием «Кино номер 6» Юхо Куосманена получил Гран-при в Каннах в 2021 году, а теперь у «Аноры» «Золотая пальмовая ветвь».
В фильме Шона Бейкера также снялись американская актриса Майки Мэдисон, сыгравшая девушку с узбекскими корнями, недавний выпускник Школы-студии МХАТ 22-летний Марк Эйдельштейн, Дарья Екамасова и Алексей Серебряков, живущие в США армянские актеры Карен Карагулян и Ваче Товмасян. На заключительной церемонии никого из них, кроме Майки Мэдисон, не было, но на премьерном показе и пресс-конференции побывали Марк, Юра и Дарья. Герои фильма говорят на гремучей смеси английского, русского и армянского, а русский мат звучит во всем своем великолепии, оценить которое могут только носители языка.
Гран-при получила индийская картина «Все, что мы представляем как свет» Паяла Кападии, что тоже по-своему феноменально, учитывая тот факт, что фильмы из Индии участвовали в конкурсе чуть ли не в 90-е. И это совсем не то, что может себе представить обычный зритель, знакомый с хитами Болливуда. Нынешний победитель рассказывает о медсестрах, они же – родные сестры, помогающие пожилым пациентам госпиталя.
Приз жюри достался мюзиклу «Эмилия Перес» французского режиссера Жака Одиара. А за лучшую женскую роль жюри наградило его актерский ансамбль. Это мексиканская актриса и танцовщица Андриана Пас, актриса доминиканского происхождения, снимавшаяся в «Аватаре» и «Стражах галактики» Зои Салдана, американская певица Селена Гомес и Карла София Гаскон, сыгравшая мексиканского наркоторговца, вынужденного прибегнуть к радикальному хирургическому вмешательству, преобразиться в женщину и похоронить в себе мужчину, чтобы избежать преследований. Петь в суде, офисе или в клинике, как это делают актеры в «Эмилии Перес», – нечто нетривиальное.
Жак Одиар – давний любимец Каннского кинофестиваля. Он получал Гран-при за «Пророка» и «Золотую пальмовую ветвь» за «Дипан». «Эмилии Перес» предрекали главную награду, но дважды лауреатом «Золотой пальмовой ветви» Одиар пока не стал. Фильм снят на испанском языке, но не в Мексике, как предполагалось, а во Франции.
Среди претендентов на главную награду был и опальный иранский режиссер Мохаммад Расулоф, чудом выехавший из своей страны, где его приговорили к восьмилетнему заключению и порке за смелые выступления. Он бежал тайно и без паспорта в Германию и теперь лично смог представить свою картину «Семя священной смоковницы», рассказывающую о страхе, охватившем целую семью в условиях несвободы, где дочери восстают против отца, являющегося поборником режима. Картине присудили спецприз жюри и награду Федерации международной кинопрессы ФИПРЕССИ.
Джесси Племонс, виртуозно и невозмутимо сыгравший три роли в картине Йоргоса Лантимоса «Виды доброты», отмечен за лучшую мужскую роль. Но в целом картина была встречена сдержанно, хотя Лантимос после «Бедных-несчастных» стал едва ли не режиссером номер один. Слишком много игр разума в его новой картине.
Португалец Мигел Гомеш, представлявший «Большое путешествие», отмечен за лучшую режиссерскую работу. Его картина рассказывает об экзистенциальном путешествии британского дипломата в 1918 году по городам Восточной Азии. Бангкок, Шанхай, Сайгон, Осака, Манила, Сингапур показаны в нескольких временных измерениях, такими, какими они были когда-то и какими выглядят теперь. Визуальный мир, будь то мотоциклисты на улицах современного Сайгона или панды среди бамбуковых деревьев, великолепен.
За лучший сценарий отмечен эффектный боди-хоррор «Вещество» француженки Корали Фаржеа, где Деми Мур впервые за долгое время появилась в большой и яркой роли. Ее героиня – популярная телеведущая – получает рискованное предложение. Она принимает препарат, и ее тело распадается, порождая на свет молодую и прекрасную женщину, словно бы замену самой себе.
«Золотую камеру», а ее вручает за лучший дебют отдельное жюри, которое в этом году возглавлял дуэт французской актрисы Эммануэль Беар и бельгийского рэпера и кинорежиссера конголезского происхождения Балоджи, присудили камерной картине «Ариманд» (Швеция – Нидерланды – Норвегия – Германия). Снял ее Хальвдан Ульман Тёндель – внук знаменитого кинорежиссера Ингмара Бергмана и актрисы Лив Ульман. Это был элегантный выбор жюри и открытие нового имени.
Канны