Герой «Пришельца» ждет встречи с неземными цивилизациями. Кадр из фильма
В основной конкурс 46-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ) вошли 10 фильмов, среди которых работы режиссеров из Румынии, Ирана, Турции, Бангладеш, Германии, Болгарии, Сербии. Россию в этой программе представят картины «Пришелец» Ивана Соснина, а также фильм «Выжить в Мо…» Григоре Бекета – копродукция с Румынией и Республикой Молдова. Помимо основной в программу ММКФ возвращаются и другие конкурсные секции: документальная с восемью лентами, короткометражная и «Русские премьеры», среди которых новые картины Владимира Котта и Романа Михайлова.
Героем третьего полнометражного фильма Ивана Соснина «Пришелец» стал Леха в исполнении Максима Стоянова – чудаковатый слабослышащий парень из уральской деревеньки, который сколотил себе дом из того, что попалось под руку, исчертил окрестные поля загадочными кругами и целыми днями просиживает у радиоточки в надежде связаться с внеземными цивилизациями. Для всех окружающих он выглядит блаженным – пока однажды все-таки не получает ответ от того, кого так долго звал. Завоевавший один из призов ММКФ-2022 со своим фильмом «Глас вопиющего в пустыне» румынский священник-режиссер Чиприан Мега возвращается на фестиваль с новой работой под названием «21 рубин» – историей женщины-прокурора, оказавшейся в центре политического скандала, но получившей шанс продвинуться по карьерной лестнице. Еще один, не менее причудливый, русский след в основном конкурсе оставит картина «Выжить в Мо…» молдавского актера и режиссера Григоре Бекета – юноша из молдавской деревни приезжает в российскую столицу с мечтой стать врачом, но реальность оказывается суровой и далекой от его ожиданий. Сразу два фильма представят Германию: дебют Юрия Сауле «Мартин читает Коран» расскажет историю человека, который приходит к профессору исламоведения, чтобы тот отговорил его от преступления, а «Шлимазл» Силке Эндерс – про журналистку, которая, выполняя редакционное задание, должна встретиться с бывшей надзирательницей концлагеря.
Остальные участники конкурса также говорят с экрана на темы, важные для их стран: женщина-режиссер из Ирана, дебютантка Нахид Азизи Седиг в «Дыхании холода» сталкивает сына с отцом, когда-то убившим свою жену и его мать, серб Горан Радованович в «Лесном царе» возвращается к войне в Югославии, мексиканец Мигель Сальгадо в «Стыде» делает своих героев жертвами жесткого похищения. Особняком стоят турецкий фильм «Меж псом и волком», обманчивая, в духе турецких же мыльных опер, завязка которого оборачивается психологической, а местами и психоделической драмой, и «Нирвана» режиссера-экспериментатора Асифа Ислама из Бангладеш – кино бессюжетное и философское.
В документальном конкурсе этого года стоит обратить внимание на российско-финскую ленту, два года назад уже участвовавшую со своим дебютом в ММКФ режиссера Анны Бергер «Где мой дом?» – про выходца из Гвинеи, который пытается найти пристанище в Москве, на «Самозванцев» Роко Д. Маркеса – про двоих мексиканцев, депортированных из США на родину за подделку документов и потерявших надежду воссоединиться с оставшимися в Штатах близкими даже после окончания срока запрета на въезд в Америку из-за прихода к власти Дональда Трампа, на «Территорию» испанца Алекса Галана, снявшего полумистическую историю про киргизских пастухов, и на китайскую картину «Мэй» про пожилую и одинокую жительницу Шанхая, которая каждый день колесит по городу в поисках компании.
В «Русских премьерах» в этом году покажут новую картину Юлии Трофимовой «Лгунья», в которой Елизавета Ищенко играет скучающую 17-летнюю Еву – летом она подрабатывает в кафе и в один из дней ввязывается в конфликт с посетителем, который толпа принимает за попытку изнасилования. Такая же юная и растерянная героиня в фильме «Хуже всех» Саши Кармаевой – истории о дурнушке, которая вооружается самоиронией и становится популярным блогером, а потом попадает в ловушку своего же успеха. Владимир Котт представит в этой секции фильм «Мужчина и женщина» – сборник историй о встречах и расставаниях, о любви, мимолетной или же на всю жизнь, о чувствах, неповторимых, но узнаваемых. А Роман Михайлов в «Надо снимать фильмы о любви» покажет, что происходит на съемочной площадке артхаусного фильма.
Как всегда разнообразной будет и внеконкурсная программа ММКФ со множеством уже полюбившихся и зарекомендовавших себя секций вроде документальной «Свободной мысли», «Фестивального коктейля», «Арт-кора» и «Диких ночей», отборщики которых и в этот раз постарались собрать лучшее из доступного. В разделе спецпоказов в этом году будет уникальная возможность увидеть восстановленного «Человека с киноаппаратом» Дзиги Вертова, а также картину работавшего над этими и многими другими архивными пленками и фильмами, историка кино, исследователя киноархивов и специалиста по реконструкции «утерянных фильмов» Николая Изволова «Возвращение Вертова», повествующую о специфике этой уникальной профессии. Впрочем, и более широкой аудитории будет чего ждать от Московского кинофестиваля – например, закрытия, точнее фильма закрытия. В этом году им станет «Майор Гром: Игра» Олега Трофима – новые приключения героя из российских комиксов.