Бескровное кино Луи-Сэз – очень гуманистическая история. Кадр из фильма
В российский прокат выходит канадский комедийный ужастик «Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца» – дебютная полнометражная работа режиссера Арианы Луи-Сэз, впервые показанная в рамках одной из программ Венецианского кинофестиваля и получившая там несколько призов, а также участвовавшая в смотрах в Торонто, Садбери, Каталонии и Монреале. Среди референсов – и пародийные «Реальные упыри», и иранская хоррор-мелодрама «Девушка возвращается одна ночью домой», и «Выживут только любовники» Джима Джармуша, одним словом, все фильмы, так или иначе переосмысляющие жанр кино про вампиров.
У маленькой Саши (Лилас-Роуз Кантен) день рождения, в квартире собрались все близкие родственники: мама (Софи Кадьо), папа (Стив Лапланте), тетя (Мари Брассар) и кузина Дениз (Ноэми О’Фаррелл). За дверью ждет подарок – клоун, который будет смешить и показывать фокусы. Впрочем, его главное предназначение – быть съеденным, в том числе Сашей, которой пора бы уже выпустить клыки и стать той, кем суждено. Вся семья девочки – вампиры, а вот она никак не созреет, чтобы пить кровь прямиком из людей, и довольствуется донорской, похищенной из больницы. Клоуна Саше будет жалко, как и всех остальных. Пройдут годы, но ситуация не изменится. Однажды родители принимают радикальное решение и отправляют повзрослевшую дочь (Сара Монтпети) жить к сестре Дениз, которая обещает морить недовампиршу голодом, чтобы инстинкт взял свое. В очередной раз выйдя на работу – талантливая пианистка Саша по ночам играет на улице, – она замечает на крыше соседнего боулинга молодого человека, который будто бы собирается спрыгнуть. Его зовут Поль (Феликс-Антуан Бенар), и он давно уже не хочет жить. А Саша как раз очень хочет есть. Так рождается их союз хищника-неудачника и жертвы-самоубийцы. А еще рождается первая любовь, которая позволит обоим исполнить свои мечты, не поступившись собственными принципами.
Бескровное кино Луи-Сэз – действительно очень гуманистическая история. Не только потому, что главная героиня наотрез отказывается охотиться на людей, но и в целом из-за своего стремления к очеловечиванию вампиров. Здесь, как и в указанных выше фильмах, явно послуживших для режиссера источником вдохновения, монстры интегрированы в общество, живут обычными жизнями, семьями, ведут быт. Их присутствие среди обычных людей не вызывает у последних какого-то первобытного ужаса, хотя все остальные правила и приметы соблюдены – семья Саши также сторонится дневного света, а обычная пища для них ядовита.
То, какой тривиальной здесь кажется жизнь сверхъестественных существ, позволяет фильму стать убедительной историей взросления, а вампиризму, точнее его отрицанию – метафорой этого периода жизни. Саша – обычный подросток, проходящая через обязательные этапы сепарации, поиска себя, первой любви, отношений, секса и всего сопутствующего. Такой же и Поль, хоть и не пьющий кровь, но чувствующий себя изгоем, непонятым и оставленным на задворках жизни. Вот и встретились два одиночества, одинаково желающие как смерти, так и нормальной жизни. А что же еще такое пубертат, как не поиски себя и своих, даже если они на первый взгляд совсем другие. И чтобы показать все это, оказывается, вовсе не обязательно томно и с надрывом страдать, как в саге «Сумерки».
«Вампирша-гуманистка» подкупает своей трогательностью и мелодраматичностью, простотой и в то же время неординарностью сюжета, и даже видеорядом, созданным вновь в лучших традициях жанра – лаконичным, готичным, наполненным деталями и всеми оттенками темного и неонового. Очень точен и образ самой главной героини – черная мешковатая одежда, черные длинные волосы, бледная кожа, взгляд исподлобья. Он может с одинаковым успехом подходить как хрестоматийному вампиру, так и среднестатистическому мрачному подростку, которому всего-то около 70 лет. Впрочем, и Поль, сыгранный Феликсом-Антуаном Бенаром, органичен в своей неловкости, неуклюжести, сентиментальности и максимализме – их дуэт получился и очень романтичным, и в то же время комедийным. И человечным, как бы странно это ни звучало по отношению к вампирам.