Героиня фильма зарабатывает деньги на подпольной игре в маджонг, используя свое знание математики. Кадр из фильма
В российский прокат выходит «Теория простых чисел», научная мелодрама Анны Новион, премьера которой состоялась в рамках Каннского кинофестиваля. Француженка Элла Румпф, знакомая зрителю по сериалам «Наследники» и «Фрейд» и получившая за роль в новом фильме премию «Сезар» как самая многообещающая актриса, играет аспирантку престижнейшего вуза, которая стоит на пороге большого математического открытия. Но сперва ей придется открыть саму себя и мир за пределами аудитории.
Маргарита Хоффман (Румпф) работает над диссертацией под руководством уважаемого профессора Вернера (Жан-Пьер Дарруссен) – она мечтает найти доказательство одной из сложнейших теорем, которой одержима еще с детства, с тех пор как помогала маме-учительнице (Клотильда Куро) проверять контрольные работы ее учеников. Жизнь вне стен вуза протекает для героини в автоматическом режиме, она сторонится людей и развлечений, вечно погруженная в тетрадки, испещренные формулами и уравнениями. Впереди волнительный день, что-то вроде открытой лекции, где преподаватели и студенты смогут увидеть результат ее многолетних исследований, – но уже накануне все идет не по плану. Оказывается, что Вернер взял второго аспиранта, раздражающе жизнерадостного Лукаса (Жюльен Фрисон), а на Маргариту и вовсе будто не обращает внимания, отказываясь в последний раз проверить ее работу на предмет ошибок. В итоге на защите тот самый Лукас обнаруживает в вычислениях девушки ошибку, и, не вынеся публичного позора и того, что весь ее труд оказался напрасным, аспирантка принимает решение навсегда покончить с математикой. И круто изменить свою жизнь – точнее, попробовать жить так, как все остальные.
Она селится в квартиру к обитающей в Чайна-тауне случайной знакомой танцовщице Ноа (Соня Бонни Эбумбу), ходит с ней по клубам и барам, устраивается на работу в магазин спорттоваров и учится играть в маджонг, очень популярный среди обитателей квартала. Оказывается, знание математики очень полезно в этой игре и помогает Маргарите, пусть и нелегально, но зарабатывать большие деньги. А еще игральные кости для маджонга внезапно наталкивают ее на мысли о том, как исправить ошибку в своих вычислениях. Правда, в одиночку с такой задачей не справиться, и тогда девушка, уже набравшаяся немалого социального опыта, решается на отчаянный шаг – позвать себе в помощь Лукаса.
Во многом «Теория простых чисел» выглядит как любой художественный фильм про ученых и изобретателей – от «Игр разума» до недавнего «Оппенгеймера», с которыми французскую ленту роднят сцены так называемых озарений. Когда мозг героини, расслабившись, начинает видеть решения непростых задач в простых вещах, будь то расстановка игральных костей или старый рисунок на листке бумаги. Этот взгляд, устремленный в пустоту и в то же время вглубь себя и вселенских тайн, не спутать ни с чем, как и гениальную одержимость, которую ничем не заглушить. Стены съемной квартиры вмиг оказываются исписанными математическими символами, несмотря на протесты соседки, и время и пространство перестают существовать. Впрочем, в этой истории разум не побеждает чувства, как сердце не лишает мозг способности мыслить – найденный баланс, первая большая любовь, робкие и неловкие попытки коммуникации с внешним миром, все это придает Маргарите, до этого закрывшейся в научном коконе, ускорение и вдохновение.
Она узнает, что нравится мужчинам, и что нравится ей самой – с удивлением обнаруживает, что есть вещи не менее приятные, чем вычисления и решения уравнений. Что можно использовать свои знания неожиданным образом, заводя все новые и новые знакомства, и найти союзников за пределами своей зоны интересов и комфорта – например, Ноа, изящная темнокожая танцовщица, приглашает ее в свой не менее загадочный и завораживающий мир, а хозяин квартиры приоткрывает двери в целую вселенную подпольного маджонга. Ее непосредственность, кажущаяся окружающим странной, но притягательной, очень хорошо и узнаваемо иллюстрирует саму концепцию научной гениальности, не укладывающуюся в рамки и не ограниченную никакими правилами. Осталось научиться доверять, и Лукас – такой похожий в своем таланте и так отличающийся своей «нормальностью» – станет для Маргариты самым большим испытанием в ее новой жизни.
Несмотря на то что главная героиня – женщина, добивающаяся успеха в сугубо мужской среде, четкого акцента именно на это в фильме нет. И к финалу он все больше тяготеет к жанру мелодрамы, в какой-то степени нивелируя и сводя на нет историю про силу, независимость и становление. С другой стороны, нет в картине и откровенной спекуляции на повестке, зато есть необходимая трогательная кульминация, в которой разум и чувства достигают гармонии, переставая мешать одно другому. Не имеет смысла выбирать между наукой и любовью, диссертацией и танцами, формулами и подпольными играми с китайцами. И успех, оказывается, очень приятно с кем-то делить – то, чего в самом начале лишил Маргариту ее преподаватель Вернер, она обретает вновь, и триумф получается безоговорочным.