Команда «Оппенгеймера» с заветной статуэткой. На переднем плане: продюсеры Чарлз Ровен, Эмма Томас и режиссер картины Кристофер Нолан. Фото Reuters
В Лос-Анджелесе раздали награды Американской киноакадемии – 96-я церемония вручения «Оскаров» вполне ожидаемо, учитывая результаты всего предыдущего наградного сезона, закончилась триумфом «Оппенгеймера» Кристофера Нолана. Биографический триллер эпического размаха (и хронометража), посвященный жизни и работе «отца атомной бомбы» Роберта Оппенгеймера, завоевал семь статуэток, в том числе и главную – как лучший фильм года.
Среди других наград фильма и давно предсказанные актерские – Роберту Дауни-младшему за роль второго плана и Киллиану Мерфи за главную. Сыгравшие в фильме оппонентов – собственно, самого Оппенгеймера (Мерфи) и политика, офицера и бизнесмена Льюиса Штраусса (Дауни-мл.), ключевой фигуры как в истории разработки ядерного оружия США, так и в той, которая привела к лишению самого создателя этого оружия доступа к государственной атомной программе – актеры совместно обошли конкурентов в призовой гонке. Для обоих это первые выигранные «Оскары», как, впрочем, и для постановщика картины Кристофера Нолана, признанного на церемонии лучшим режиссером. Остальные, технические, награды «Оппенгеймеру» кажутся вполне адекватными: и монтаж Дженнифер Лэйм, и операторская работа Хойте ван Хойтема, и саундтрек Людвига Горанссона. Важнейшие наряду с актерской игрой и режиссерским видением элементы, из которых в итоге и складывается цельный, а в данном случае еще и очень непростой по композиции, ритму, звуку и изображению – нервный, стремительный и в то же время местами медитативный и философский – фильм.
На втором месте по количеству завоеванных наград – «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса. Красочная притча-фантасмагория, аллегорически рассказывающая о губительности патриархата и об эмансипации, получила заслуженные «Оскары» за грим, прически, костюмы и за работу художника-постановщика. Кроме этого, фильм принес уже второй приз Американской киноакадемии актрисе Эмме Стоун (первый она получила за «Ла-Ла Ленд» в 2017-м) – действительно, одна из сильнейших женских работ в кино за последний год, многогранная, требующая внутренней и внешней трансформации образа по ходу действия и при этом намеренно вычурной игры. За лучшую женскую роль второго плана наградили Давайн Джой Рэндольф из «Оставленных» Александра Пейна – эту статуэтку на нынешнем «Оскаре» вручали самой первой.
Нельзя не отметить, что церемония впервые за последние несколько лет напомнила лучшие «Оскары» прошлого. Не самые зажигательные шутки ведущего Джимми Киммела в этот раз смогли компенсировать небольшими юмористическими вставками: тут и выход голого Джона Сины, объявляющего победителя в костюмной номинации, и победители прошлых лет, целой группой объявляющие номинантов за лучшие актерские работы, и феерическое выступление Райана Гослинга с номинированной песней Кена из «Барби» – актер появился в розовом костюме, а весь номер с подтанцовкой и музыкантами выглядел едва ли не точной копией знаменитого выступления Мэрилин Монро с песней про бриллианты. Это, однако, не помогло выиграть, и «Оскар» за лучшую песню достался Билли Айлиш и Финнеасу О’Коннеллу за другую композицию из все той же «Барби». Удивительно, но это уже второй «Оскар» для певицы и ее брата и коллеги (первый был за «Не время умирать» к одноименному фильму про Бонда), что, учитывая все еще весьма юный возраст обоих, – рекорд в истории премии Американской киноакадемии.
Но, к сожалению, на этом призы для «Барби» кончились. Впрочем, режиссеру Грете Гервиг и актрисе Марго Робби не досталось даже номинаций – этот парадокс уже вызвал негодование общественности на моменте объявления номинантов, так как фильм можно назвать вполне прямолинейным фем-манифестом, а «Оскар» давно упрекают в том, что он не только слишком белый, но еще и слишком мужской. Впрочем, тут Академия верна себе, и женщины-режиссеры по-прежнему в меньшинстве.
«Оскары» за адаптированный и оригинальный сценарии достались соответственно «Американскому чтиву» и «Анатомии падения». Лучшим иностранным фильмом, а также лучшей работой звукорежиссера признали «Зону интересов» Джонатана Глейзера – до этого фильм стал лауреатом Каннского фестиваля, обладателем трех статуэток Британской киноакадемии и был представлен, помимо этих, еще в трех оскаровских категориях, за лучший фильм, адаптированный сценарий, режиссуру. А сыгравшая в нем Сандра Хюллер была номинирована как лучшая актриса, правда за другую работу – «Анатомию падения».
Лучшим короткометражным анимационным фильмом назвали «Война закончена! Вдохновлено музыкой Джона и Йоко», а лучшим полнометражным мультфильмом стал «Мальчик и птица» Хаяо Миядзаки. За визуальные эффекты наградили картину «Годзилла: Минус один», лучшей документальной короткометражкой стала «Последняя ремонтная мастерская». Случилась в рамках церемонии и еще пара неожиданных и запоминающихся дебютов. Так, свой первый «Оскар» получили Уэс Андерсон – вдруг за короткометражный фильм под названием «Чудесная история Генри Шугара» – и Украина в лице режиссера Мстислава Чернова, снявшего документальный фильм «20 дней в Мариуполе».