0
10024
Газета Кино Печатная версия

27.02.2024 19:36:00

Изабель Юппер сыграла учительницу

В конкурсе Берлинале социальное послание победило искусство

Тэги: берлинский кинофестиваль, главные награды, лауреаты, нужды путешественника, хог сансу, рецензия


берлинский кинофестиваль, главные награды, лауреаты, нужды путешественника, хог сансу, рецензия Фильм «Нужды путешественника» показывает различие между западным и восточным менталитетом. Кадр из фильма

Международное жюри Берлинского кинофестиваля вручило главные награды. Золотого медведя за лучший фильм получила «Дагомея» Мати Диоп, посвященный вопросам реституции культурного наследия. Гран-при достался фильму «Нужды путешественника» южнокорейского режиссера Хон Сансу с Изабель Юппер в главной роли. Приз жюри получила «Империя» Брюно Дюмона. За лучшую режиссуру был награжден Нельсон Карло де Лос Сантос Ариас («Пепе»). «Лучшей главной ролью» стала роль Себастиана Стэна в «Другом человеке». Сыгравшая настоятельницу в «Таких мелочах» Эмили Уотсон была отмечена за лучшую роль второго плана. Также выделен сценарий фильма «Умирать» Маттиаса Гласнера. А за выдающийся вклад наградили оператора Матиаса Гшлахта – за фильм «Дьявольская баня».

«Другой человек» Аарона Шимберга – о герое, страдающем от неврофиброматоза. Ему предлагают поучаствовать в клинических испытаниях, благодаря которым болезнь отступает и его лицо обретает конвенциональную форму. Вот только соседка по лестничной клетке, с которой он флиртовал, теряет к нему интерес. Несмотря на важность послания фильма, привлекающего внимание к проблемам социальной интеграции людей с заболеваниями, сюжет оказался затянутым.

«Нужды путешественника» южнокорейского режиссера Хон Сансу запоминаются благодаря нервному и надрывному присутствию Изабель Юппер. Ее героиня, преподавательница французского языка в Южной Корее, символизирует разницу менталитетов двух стран. На карточках она записывает ответы учеников на вопросы об их чувствах, утверждая, что именно выражение эмоций на другом языке – ключ к его освоению. У ее «подопытных кроликов» такие вопросы вызывают легкое недоумение и растерянность. Сформулировать и сообщить свои чувства неизвестному им человеку для них – верх экстравагантности.

Все большее внимание уделяется категории Berlinale Special. В качестве главного фильма-приманки выступило кино «Любовь истекает кровью» Роуз Гласс. Внешне сомнительной истории о романе между менеджером спортзала и начинающим бодибилдером придает вес присутствие среди актеров Кристен Стюарт. Переосмысленная версия «Тельмы и Луизы» Ридли Скотта, к которой добавились элементы фильма «Связь» сестер Вачовски, гротескна и не лишена обаяния.

Другой фильм категории «The Strangers’ Case» американского активиста и режиссера Брандта Андерсена был награжден в рамках Берлинале специальным призом международной правозащитной организации Amnesty International. Согласно сюжету, Амира работает хирургом в сирийской больнице в разгар гражданской войны. После взрыва, в результате которого в живых из семьи остается только ее дочь, она решает покинуть страну. На помощь ей приходит солдат-пограничник. Главное достижение режиссера – соблюденный баланс между манифестом в защиту беженцев и сохраненным при этом художественным аспектом, придающим убедительности повествованию.

Пожалуй, наиболее человечными оказались ленты в категории Panorama, наиболее дерзкой и харизматичной секции фестиваля. Фильм Нэйтана Сильвера «Между храмами» строится вокруг кантора синагоги Бена, потерявшего жену, а вместе с ней и способность петь. Драматург, обладатель Пулитцеровской премии за пьесу «The Flick» Энни Бейкер представила на фестивале свой первый фильм «Планета Джанет». Построение сюжета напоминает о театральном прошлом Бейкер. Внимание и симпатии зрителя переключаются между матерью Джанет и ее 11-летней дочерью Лейси, проводящими лето 1991 года в затерянном лесу. Появление чужаков лишь оттеняет причудливые взаимоотношения матери с дочерью, похожие на эмоциональные качели, что заставляет задуматься, уж не манипулирует ли одна другой.

Фильм «The Outrun» («Выгон») режиссера Норы Фингшайдт с Сиршей Ронан – про алкогольную зависимость. Героиня, чтобы ее побороть, отправляется наблюдать за птицами на один из Оркнейских островов. Фильм – о становлении личности, принятии ответственности за себя. Символично, что вместе с переходами от одного этапа жизни к другому меняется цвет волос героини, под конец он ярко рыжий, и ассоциируется с буйством жизни, радостью и зрелостью.

За последние пять лет под руководством Карло Шатриана все большую важность на Берлинале стали играть фильмы политического и социального аспекта. Создается впечатление, что порой предпочтение отдается фильмам, чье послание более значимо идейно, а не художественно. Возможно, скоро последует новый этап для фестиваля – с приходом нового художественного руководителя Триши Таттл. Ожидается, что Таттл вступит в должность в апреле 2024 года. 

Берлин


Читайте также


"Аида" с мажорным финалом

"Аида" с мажорным финалом

Марина Гайкович

Премьера оперы Верди в Ростовском музыкальном театре

0
4252
В Пермском оперном театре появился балет "Сильвия" Лео Делиба

В Пермском оперном театре появился балет "Сильвия" Лео Делиба

Лариса Барыкина

Нет повода для грусти

0
4367
Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Михаил Гар

Как складывался конформизм патриарха Сергия

0
4403
В Александринском театре обратились к ветхозаветным первоосновам

В Александринском театре обратились к ветхозаветным первоосновам

Елизавета Авдошина

В Петербурге показали спектакль Валерия Фокина по Книге Иова

0
5328

Другие новости