Елена Яковлева в этом фильме сыграла одну из лучших своих ролей. Кадр из фильма
Для режиссера и сценариста Антона Коломейца «Свет» – вторая полнометражная работа и первый по-настоящему громкий фестивальный успех. В Выборге картина завоевала не только главный приз игрового конкурса и спецприз жюри за лучший актерский ансамбль, но и победила в параллельной программе смотра «Выборгский счет». Елена Яковлева сыграла соцработника, которая накануне своего 60-летия осмысляет, что случилось с ней в подростковом возрасте и как это повлияло на всю ее жизнь.
Татьяна Сергеевна (Яковлева) работает в службе помощи пожилым людям – у нее и ее коллег есть, как они их называют, подопечные, старички и старушки, к которым они заглядывают с продуктами и лекарствами несколько раз в неделю. Дел много, людей не хватает – в разгар очередного утреннего совещания, на котором все спорят о нагрузке и переработках, на прием к Татьяне просится мужчина (Валерий Панков). Не вдаваясь в детали – нужен уход за пожилой то ли родственницей, то ли знакомой – он пытается разузнать, какие услуги предоставляет соцслужба. И уходит, кажется, разочарованный формальными ответами Татьяны Сергеевны, которая спешит обратно на планерку. Позже он и вовсе откажется от поиска помощницы, и это вдруг и по непонятной сперва причине заденет героиню за живое. Любящий и заботливый муж (Сергей Шанин), сын, приехавший погостить (Сергей Волков), подготовка к юбилею – все и всё станет бессмысленным, лишенным, как ей кажется, света. Куда он исчез? За этим вопросом она обращается в собственное прошлое.
Действие картины разворачивается в двух временных отрезках: в описанном выше настоящем, в наши дни, и лет 40 с лишним назад. Тогда Таня (Дарья Коныжева) оканчивала школу и дружила с Мариной (Милана Владыкина). Да так, что обеим казалось – это навсегда. Полные противоположности и внешне, и по характеру, они были неразлейвода, менялись именами и знали друг о друге все. Пока Марина не влюбилась, так сильно, что чувство это смыло все прочие. А Таня не смогла принять и понять, сочла предательством – дружба закончилась страшно и трагически. Но это было так давно, казалось издалека уже незначительным, историей из наивного, максималистского детства, а оказалось травмой, непережитой, незабытой, аукнувшейся внезапно, – а жизнь нынешняя тусклой.
«Свет» – кино неспешное, приземленное, полное простой, бытовой жизни, которая вместе с тем соткана из трагических и сентиментальных совпадений, не кажущихся случайными. Одно тянет за собой другое, и никогда не знаешь, когда и как отзовется. Сидя в темной кухне, Татьяна задается вопросом, куда и когда исчез свет. Ее ощущения рождаются из брошенных слов сына, который не понимает, почему бы не купить новое платье и не позволить себе чуть больше, чем обычно, из смерти подопечной – чужой бабушки, ставшей такой родной и близкой, из встречи с незнакомым мужчиной – потенциальным клиентом, который в итоге окажется ближе, чем можно было представить. Причудливыми путями осознает Татьяна случившееся с ней когда-то давно подростковое горе, потихоньку и незаметно сделавшее из чувственной, тонкой, эмоциональной, воздушной девочки уставшую, приземленную, страшащуюся нового и неизвестного, держащуюся за привычное женщину.
Несомненно, одна из лучших ролей Елены Яковлевой за последние годы – в ее героине простота затмила глубину, и потому так пронзительны ее внезапные слезы на чужом плече и ее финальная истерика на праздновании дня рождения, когда под веселую музыку душат слезы и разрывает смех. Впрочем, не уступает и Дарья Коныжева, играющая ту же героиню, но совсем другого человека, еще со светом внутри, колючую и нежную одновременно. Но одна превращается в другую, и этому веришь безоговорочно. Есть вещи обратимые, но им не придаешь значения, когда все кажется навсегда, дружба и вражда. А потом они становятся по-настоящему необратимыми – и тогда уже остается лишь надеяться, что будет однажды шанс помочь кому-то. Вместо того, кого уже точно не спасти.