0
11268
Газета Кино Печатная версия

11.02.2024 18:12:00

Любовь пахнет французской кухней

Искусный фильм о кулинарном искусстве выходит в прокат

Тэги: кинопремьера, рецепт любви, чан ань хунг, кинокритика, рецензия


кинопремьера, рецепт любви, чан ань хунг, кинокритика, рецензия Когда-то пара в реальной жизни, Бенуа Мажимель и Жульет Бинош возобновили отношения в кадре. Кадр из фильма

В российский прокат выходит фильм французского режиссера вьетнамского происхождения Чан Ань Хунга, со своим «Рецептом любви» он завоевал приз за режиссуру на Каннском кинофестивале. Экранизация романа писателя и кулинарного энтузиаста Марселя Руффа «Страсть Додена Буффана» получилась по-настоящему вкусным кино – пожалуй, впервые этот надоевший эпитет действительно уместен, ведь благодаря аппетитным диалогам-рецептам и операторской работе с экрана будто доносятся изысканные запахи. Они, впрочем, никак не затмевают тончайшую актерскую работу дуэта Жюльет Бинош и Бенуа Мажимеля – когда-то пары в реальной жизни, вновь возобновивших отношения в кадре.

Утро в замке, расположенном где-то в сельской местности во Франции конца XIX века, начинается на кухне: принеся с огорода свежие овощи, хлопочет над плитой Эжени (Бинош) – больше чем просто кухарка, за два десятилетия ставшая правой рукой прославленного кулинара Додена (Мажимель). Вместе они колдуют над вкусами, понимая друг друга с полуслова и с одной ложечки наваристого бульона. Размеренную жизнь, состоящую из ритуалов вроде омлета на завтрак и регулярных предложений руки и сердца, которые Доден то ли в шутку, то ли всерьез делает Эжени, прерывают разве что званые ужины. К повару неизменно приходят обедать друзья-интеллектуалы, с которыми они беседуют афоризмами, смакуя очередные шедевры французской кухни. А иногда поступают предложения от высокопоставленных вельмож, с поварами которых герой не прочь посоревноваться. Тем временем на кухне в помощницы к Эжени просится юная Полин (Бонни Шанье-Равуар), влюбленная в готовку и одаренная вкусом племянница младшей кухарки Виолетты (Галатея Беллуджи). Кто-то новый не помешает, Эжени все чаще чувствует себя неважно, скрывая обмороки и головокружения от Додена.

Минуты слабости сменяются прежним утонченным энтузиазмом, с которым женщина возвращается к плите, – все эти разговоры о возможном замужестве, о возможной болезни будто не так важны, растворяются в очередном консоме и плавятся в шипящем ароматном масле, варятся в кастрюлях вместе с дичью и запекаются в тесте или яичном белке, как удивительный, на грани магии и науки, десерт под парадоксальным названием «норвежский омлет». Нужно придумать, что подать заморскому принцу – возможно, потофе, самое французское из всех блюд? А еще нужно успеть все-таки пожениться, пока на смену жаркому лету, в котором так хочет остаться Эжени, не пришла холодная, как сама смерть, зима.

Кулинария в последние пару лет превратилась в настоящий кинематографический тренд. Фильмы всех жанров и сериалы всех мастей воспевают поваров и их искусство, превращая любовные, трагические, комедийные и внежанровые артхаусные экзерсисы в блюда – иногда высокой кухни, иногда фастфуд. «Рецепт любви», без сомнения, относится к первой категории, и не только потому, что речь в нем идет именно об этой высокой кухне, ее формировании, зарождении, становлении, но и благодаря творящейся на глазах зрителя поистине колдовской истории любви. Друг к другу и к еде, возведенной не в пошлый культ потребления, а в религию. Полноценным соавтором можно смело назвать оператора Джонатана Рикебурга («Убойный монтаж», «Уховертка»), с упоением снимающего процесс сотворения чуда: каким-то образом с помощью этого сочнейшего изображения и подробнейших описаний процессов удается не просто увидеть подачу, но ощутить запах и вкус, будто сочащиеся с экрана.

Исполненный нежности дуэт Бинош и Мажимеля не уступает их съедобным шедеврам – здесь, как и в кулинарии, все решает химия, безусловно существующая и между героями, и между актерами, связанными общим прошлым (и даже общим ребенком). Никаких острых углов, несмотря на то что они так и напрашиваются. В воздухе зависает вопрос: «Я вам жена или кухарка?» – но никакого ожидаемого конфликта ни он сам, ни проступающий сквозь пар закипающего бульона и повисающий в густом воздухе полуподвальной кухни ответ не рождают. Он и не нужен: чувства друг к другу равнозначны здесь чувству вкуса, а любовь – секретный ингредиент, попадающий в каждую тарелку и заставляющий дегустаторов замолкать. 


Читайте также


Драма на фоне слома времен

Драма на фоне слома времен

Вера Цветкова

В новом сериале "Дети перемен" разрушается страна – и разрушается семья

0
797
Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Наталия Григорьева

Режиссер Максим Кудымов снял российский ответ "Людям Икс"

0
3318
Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Марина Гайкович

0
7527
Три клика кукольной "Пиковой дамы"

Три клика кукольной "Пиковой дамы"

Владимир Дудин

Премьера спектакля "КвинПикS" состоялась в Театре кукол Республики Карелия

0
3475

Другие новости