Шахтерам предстоит столкнуться с мистическим чудовищем. Кадр из фильма
В российский прокат выходит «Спуск в бездну» французского режиссера Матье Тури – клаустрофобный хоррор, все действие которого разворачивается под землей и в почти полной темноте. Столь гнетущая атмосфера щедро сдобрена легендами и мифами разной степени древности – просто, без лишних спецэффектов и мудреной философии. Фильм в прошлом году стал триумфатором самых знаковых тематических и жанровых кинофестивалей вроде смотра фантастики в Сиджесе и фестиваля «Fantastic», а также победил на «Screamfest» и на «Toronto After Dark».
В прологе группа горняков исследует новую шахту во Франции аж в 1856 году – и натыкается на что-то зловещее и не сулящее им благополучного возвращения на поверхность. История повторяется спустя ровно 100 лет, в 1956 году, на том же месте, которое за это время успело обзавестись дурной славой, в том числе благодаря тем давним трагическим событиям. Молодой и бесстрашный марокканец Амир (Амир Аль Касем) рвется под землю, и ему наконец выпадает шанс – впрочем, он попадает в не совсем обычную группу шахтеров. Под руководством опытного Ролана (Самюэль Ле Бьян) несколько человек должны сопроводить в недра профессора Бертье (Жан-Люк Англад), который готов заплатить за возможность взять образцы грунта. До поры до времени герои не подозревают, что именно ищет ученый, но вскоре натыкаются на настенные письмена неизвестного происхождения и на незнакомом языке. Бертье приходится выложить всю правду – дело, конечно, вовсе не в сборе камней и минералов, а в поисках куда более мистических артефактов – но, кажется, уже поздно. Кто-то пробуждается и крадется по темным подземным лабиринтам, и встреча с ним не сулит героям ничего хорошего.
Главное достоинство «Спуска в бездну» – конечно, атмосфера. Казалось бы, что может быть проще – темнота и узкие замкнутые пространства, освещенные лишь лучами фонариков на касках. Но одного этого оказывается достаточно для создания необходимого хоррор-антуража, в котором любой шорох, эхом разносящийся по коридорам, заставляет нервно озираться, а редкие всполохи света выхватывают из темноты то ли причудливые игры теней, то ли нечто реальное и опасное.
К слову, об этом «нечто» – легенда, придуманная для фильма, звучит немного путано и чересчур фантастично (хотя жанру фильма соответствует), что контрастирует с брутальным реализмом изображения, но само чудище, которому предстоит преследовать Амира, Ролана, профессора и остальных горняков, выше всяких похвал. Потустороннее, инопланетное, в общем точно не от мира сего, как того и требует история, а еще и сконструированное очень изобретательно, в духе фильмов дель Торо и произведений Лавкрафта.
Кровавые сцены сняты в хорошем смысле «лампово», напоминая ужастики доцифровой эры, да и в целом фильм пронизан уместным ретродухом, как бы напоминающим – в отсутствие каких-либо других примет времен, – что все происходит в середине прошлого века. Уже очевидно, что «Спуск в бездну» концентрируется в большей степени на визуальном, так что какой-либо глубокой психологической драмы ждать не стоит – глубина на этот раз исключительно физическая. Однако персонажи все же умудряются продемонстрировать характеры и по мере возможностей повыяснять отношения. В центре – Амир, образ которого раскрывается постепенно и для которого это «приключение» становится своего рода испытанием взросления. Робкий мальчик для битья, каким он предстает вначале, трансформирует в героя – и пусть запоздало, но все же добивается уважения и доверия. Впрочем, если речь о спасении всего человечества, то никогда не поздно.