Фильм – не только о гонках, но и о работе в команде, о человеческих отношениях. Кадр из фильма
В российском прокате – фильм «Большая гонка. Ауди против Лянчи» итальянского режиссера Стефано Мордини. Фильм, вдохновленный историей автоспорта, проливает свет на закулисье соревнований по ралли в начале 80-х годов и на то, почему так ожесточенно сражались на трассе две ведущие на тот момент автомобильные компании – немецкая «Ауди» и итальянская «Лянча». Несмотря на то что картине не избежать сравнений и с «Гонкой» Рона Ховарда (оба фильма, к слову, роднит не только тема, но участие актера Даниэля Брюля) и с более свежей лентой «Форд против Феррари», работа Мордини по-своему уникальна. Она не только рассказывает о выдающихся спортсменах и инженерах, но и популяризирует незаслуженно обойденный сегодня вниманием широкой аудитории вид спорта.
Речь о ралли – автогонках, особенность которых в том, что проходят они не на специально выстроенных трассах, а по городским дорогам. Конечно, по особым правилам и на особых автомобилях. В то время, о котором идет речь в фильме, именно марка машины и ее успехи в этих соревнованиях были основным двигателем торговли. Так, в конце 70-х – начале 90-х на чемпионатах мира по ралли за потенциальных покупателей сражались два крупнейших концерна – производителя автомобилей. Немецкий «Ауди» во главе с инженером Роландом Гумпертом (Даниэль Брюль) и итальянский «Лянча», где за разработки отвечал Чезаре Фьорио (Риккардо Скамарчо). Именно он становится главным героем картины и к началу повествования находится в позиции вечно проигрывающего – раллийные спорткары «Ауди» уже обзавелись полным приводом, но Фьорио не собирается сдаваться и ищет другие пути. Например, облегчить корпус или же уговорить вернуться в игру одного из лучших в мире гонщиков Вальтера Рерля (Фолькер Брух), уставшего от скорости и славы и увлекшегося пчеловодством.
Авторы предупреждают, что многое на экране – художественный вымысел, однако и правды в показанном немало. Занятным оказывается тот факт, что победа в ралли сулила компании высокие продажи – на кону, таким образом, оказывалось слишком много, а потому все средства были хороши. И Фьорио – тут уже скорее всего преувеличение – идет на весьма изобретательные и даже комичные уловки, то перегоняя одни и те же машины на разные стоянки, чтобы инспекторов устроило их количество и они выдали разрешение на участие в гонке, то посыпая заледеневшую трассу солью, дабы обеспечить своей команде преимущество. Команда «Ауди» тут показана эпизодически и фоново, что никак не умаляет заслуги – но куда интереснее, безусловно, наблюдать за аутсайдерами, стремящимися стать лидерами.
«Большой гонке», пожалуй, не хватает напряжения. Сами соревнования сняты достаточно динамично, при этом с сохранением ретроэстетики, передающей не только дух самих гонок, но и дух времени. А вот происходящее вне трассы, за исключением упомянутых эпизодов с уловками героя Скамарчо, выглядит не всегда внятно – отношения героев набросаны пунктиром, и лишь изредка они выдают яркие философские изречения или же дают волю чувствам. Например, когда возникает прямая угроза жизни, ведь ралли, хоть и проходит не в таких экстремальных условиях и не на таких скоростях, как, к примеру, гонки «Формулы-1», все же не исключает опасности для водителей. Но у Фьорио, как, впрочем, и у Рерля, особое отношение к риску, ведь смерть убегает от тех, кто отчаянно пытается ее догнать. А личная победа не всегда означает победу команды, и иногда нужно пропустить вперед и соперника, и товарища, чтобы в итоге оказаться первым. В итоге «Большая гонка» оборачивается не только и не столько историей о схватке новых автомобильных технологий – как и в любом спорте, это прежде всего борьба с самим собой, с гордыней и даже амбициями.