0
14689
Газета Кино Печатная версия

25.12.2023 17:45:00

Англичанин ищет вход в царство теней в итальянской деревне

В фильме "Химера" герой раскапывает могилы этрусков в поисках сокровищ и мертвой жены

Тэги: кинопремьера, химера, аличе рорвахер, культурные аллюзии, кинокритика


кинопремьера, химера, аличе рорвахер, культурные аллюзии, кинокритика «Химера» – кладезь культурных аллюзий. Кадр из фильма

Одним из первых новых фильмов наступающего года в российском прокате станет «Химера» итальянского режиссера Аличе Рорвахер. Премьера картины состоялась в рамках основного конкурса Каннского кинофестиваля, где до этого уже показывались – и завоевывали награды – предыдущие работы автора, «Чудеса» и «Счастливый Лазарь». Новая лента будто бы существует в том же, что и предыдущие, пространстве сельского магического реализма, иллюстрирующего всевозможные мифы и легенды и находящего волшебство в простоте быта и единении с природой.

Британец Артур (Джош О’Коннор) возвращается на поезде в итальянскую деревушку. Постепенно становится понятно, что он прожил тут немало времени, выучил язык, обзавелся друзьями и даже женой Беньяминой. Которая, к несчастью, умерла, а сам он загремел в тюрьму. Все дело в том, что Артур обладает даром чувствовать места, где под землей находятся захоронения этрусков, наполненные, как гробницы фараонов, ценными артефактами, украшениями, посудой, скульптурами. Вместе с приятелями они расхищали могилы, сбывая найденное таинственному скупщику Спартаку. Однажды что-то пошло не так, и Артур оказался в руках полиции. Вернувшись, он продолжает заниматься незаконными раскопками, однако герою не нужны деньги – он надеется отыскать под землей вход в царство мертвых, где томится его супруга.

Неспешное течение фильмов Рорвахер в каком-то смысле обманчиво. Повествование и впрямь может показаться вязким, но нельзя не заметить изобретательность формы. От самой будто состаренной под стать времени действия – речь о 80-х – картинки до периодически сбивающих ритм почти комических рапидов или же внезапных сломов четвертой стены. Несколько раз герои и впрямь будто выходят за границу пространства, в котором существуют, и обращаются напрямую к зрителю, поясняя нечто, оставшееся за кадром, – так звучат несколько исторических справок, проливающих свет на деятельность банды Артура.

«Химера» – кладезь культурных аллюзий. Тут и миф и об Орфее и Эвридике, и героиня с неслучайным именем Италия, символ созидательной, а не деструктивной энергии, и псевдоним Спартак, который носит до поры до времени скрывающий свою личность скупщик ценностей и управляющий подпольными аукционами. Интересна в этом контексте и сама локация – деревенька, максимально примитивная, без излишеств внешне, дома в которой, впрочем, хоть и рассыпаются на глазах и протекают сверху и снизу, но украшены изнутри еще различимыми живописными фресками. Они же словно оживают в видениях Артура, где он тщетно пытается ухватить неуловимую Беньямину, следуя за красной нитью от ее вязаного платья.

В сюжете, несомненно, можно усмотреть и размышления о том, как страна с богатейшей историей относится к наследию предков. С одной стороны – варварски, как расхитители могил, для которых жить в изобилующем археологическими находками месте столь обыденно, что уже утратило какую-либо ценность. С другой – бережно, пытаясь, как героиня Италия, восстановить заброшенное и забытое, вдохнуть новую жизнь и подарить надежду. И стоит Артуру повернуться от разрушения к восстановлению, пусть лишь на один миг, как сама природа будто бы дает ему наконец шанс отыскать то, чего он так хотел. Цена будет высокой, но одержимость – а любовь не что иное – не победить рассудком. Еще раз, последний, опустившись под землю, он увидит свет – и нить, которая больше не оборвется. Как не оборвется, наконец, сон, в котором его Беньямина жива.


Читайте также


Художник, который сделал все, чтобы его не знали

Художник, который сделал все, чтобы его не знали

Наталия Григорьева

Документальный фильм рассказывает детективную историю Павла Филонова

0
3923
Роман Маякин получает "Право на лево"

Роман Маякин получает "Право на лево"

Наталия Григорьева

Герои комедии пытаются удержаться от измен

0
4801
"Пришелец" Максим Стоянов находит путь на родную планету

"Пришелец" Максим Стоянов находит путь на родную планету

Наталия Григорьева

Режиссер Иван Соснин смешивает научную фантастику с социальной драмой

0
7255
Африканка и китаец влюбляются за чашкой "Черного чая"

Африканка и китаец влюбляются за чашкой "Черного чая"

Наталия Григорьева

Фильм из конкурса Берлинского фестиваля рассказывает историю мультикультурных отношений

0
9269

Другие новости