0
15379
Газета Кино Печатная версия

24.10.2023 18:20:00

"По щучьему велению" как противостояние "русского мира" и заграницы

В прокат выходит экранизация истории про Емелю-дурачка

Тэги: экранизация, сказака, по щучьему велению, александр войтинский, кинокритика


экранизация, сказака, по щучьему велению, александр войтинский, кинокритика Первые два желания Емеля потратил на крутую телегу и вечное лето. Кадр из фильма

Вслед за «Коньком-Горбунком» 2021 года на отечественные экраны выходит еще одна популярнейшая сказка – «По щучьему велению» режиссера Александра Войтинского. Главный герой вместо Ивана-дурака – дурак Емеля, известный тем, что разъезжал на печи и загадывал желания волшебной рыбе. В остальном все так же – и продюсеры во главе с Сергеем Сельяновым, и пестрые костюмы, и вызывающая вопросы по части вкуса графика, и неловкие попытки дополнить историю актуальным юмором.

Великовозрастный лентяй Емеля (Никита Кологривый) изо дня в день отлынивает от работы – обманывает слепого отца, притворяясь, что еще не дорос. Однажды зимним днем, в очередной раз проделав тот же трюк, герой отправляется на заледеневшую речку, где ему удается выловить из проруби здоровенную рыбину – да не простую, а волшебную говорящую Щуку. Которая, чтоб не стать обедом, предлагает Емеле исполнить три его желания. Первые два он, конечно, тратит впустую: сперва превращает любимую печь в средство передвижения, а потом зиму – в лето. Последнее оставшееся решает все же приберечь, тем более что планы грандиозные – заполучить в жены царскую дочку. Вместе со Щукой, между делом обратившейся в девушку Василису (Мила Ершова), Емеля пробирается к царскому двору, где предлагает себя царю (Роман Мадянов) в качестве зятя. Царевна Анфиса (Алина Алексеева) ни на какого простака Емелю, само собой, не согласна – у нее виды на английского посла (Юрий Колокольников) – и придумывает кандидату при помощи советов с того света от покойной матери (Агриппина Стеклова) невыполнимые задания. То добыть Кота Баюна, то принести скатерть-самобранку. И Емеля, уверенный, что при поддержке Щуки-Василисы ему все под силу, отправляется в одно за другим приключения. Не подозревая, что истинное счастье он уже давно нашел.

«Сказка – ложь, да в ней намек…» – руководствуясь этой присказкой, создатели экранизации «По щучьему велению» наполняют сюжет аллюзиями на современность, то и дело иронизируя над противостоянием «русского мира» и всякой заграницы в лице преимущественно англосаксонского посла Колокольникова. Отечественное – те самые магические предметы и существа, которых добывает Емеля, – раз за разом оказывается лучше заморского, а именно фальшивых механизмов с карликом внутри, которыми кичится лорд. Этот якобы злободневный сарказм выглядит внутри русской народной сказки инородным предметом. Лучше бы авторам сосредоточиться на более детальном изображении всяческих мифологем – а вот они как раз показаны до обидного вскользь.

Скомканы сцены с Котом Баюном, озвученным Сергеем Буруновым, – а ведь это такое поле для визуальных и смысловых экспериментов (даже в сериале «Сергий против нечисти» этот образ «раскрутили» куда более умело). В новой сказке магический зверь быстро становится домашним питомцем, о котором вспоминают постольку-поскольку. Сюжет со скатертью-самобранкой чуть более замысловат, как и финальное путешествие героев в царство Кощея (Федор Лавров), однако общее впечатление недоделанности (некоторые сюжетные линии повисают в воздухе, хотя так и напрашивается логичное их завершение) и недосказанности – и, что немаловажно, недостатка волшебства – присутствует на протяжении всего фильма. Графика подкупает пестротой, но не изобретательностью: все картонное и искусственное таковым в итоге и выглядит.

Главные герои – Емеля и Василиса хоть внешне и смотрятся будто сошедшими со страниц иллюстрированного сборника сказок, но по харизме и органичности существования в утрированном пространстве магического реализма уступают многим второстепенным героям. Например, дуэту царевны Анфисы и посла, нелепо и комично выглядящих в париках и кринолинах посреди обнесенного деревянным частоколом царско(сельского) дворца. Да и весь королевский двор, надо сказать, удался на славу: их попытки казаться монаршими особами под стать европейским невольно выходят более тонкой сатирой, нежели любые надуманные и натужные шутки на тему самодержавия и противостояния Руси проклятому Западу. 


Другие новости