Скриншот видео Youtube
В российский прокат вышла «Луна», в котором режиссер и сценарист Ким Ён Хва замахнулся на вновь животрепещущую сегодня тему покорения Луны – вновь осваивать спутник Земли планируют в ближайшее время или уже начали с переменным успехом сразу несколько стран. Об этом в целом и рассуждают авторы картины, прогнозируя – пока только на экране – новую лунную гонку, а также доказывая в очередной раз, что снять зрелищное кино о космосе сегодня можно и не летая в космос.
События разворачиваются в 2029 году, накануне новой миссии под названием Ури-Хо, через пять лет после первой неудачной попытки Республики Корея запустить человека на Луну. Тогда еще на старте из-за взрыва ракеты погибли трое астронавтов, что стало национальной трагедией и лишило страну права на участие в международной космической программе. Двое опытных летчиков и молодой морской пехотинец по имени Хван Сон У (То Гён Су), обладающий разве что хорошей физической и психологической (второе, как выяснится, под вопросом) подготовкой, но нулевым полетным стажем, покидают Землю. Все идет по плану, пока корабль не накрывает внезапным солнечным ветром, который выводит из строя средства связи. Во время выхода в открытый космос для устранения поломок погибают оба коллеги Хвана Сон У, и парень остается в одиночестве. Аппарат потихоньку разрушается, в центре управления полетом ломают голову, как вернуть астронавта домой живым, а сам он вдруг принимает решение все же высадиться на Луну – до нее ближе, чем до Земли. Но и рисков больше – спасти ситуацию и жизнь пилота может только один человек, пропавший с радаров конструктор и бывший руководитель лунной миссии Ким Чже Гук (Соль Гён Гу), во время службы которого потерпела крушение предыдущая миссия.
Невероятной визуальной красоты фильм-катастрофа разворачивается в безвоздушном пространстве, где несчастному Хвану Сон У приходится сражаться не только за жизнь, но и за светлое будущее всей земной космической программы. Его крутит по орбите Луны, так что у зрителя кружится голова. И это еще цветочки, учитывая испытания, которые выпадут на его долю при высадке. Бесконечный космос, чернеющий за стеклом шлема, обманчиво безмятежен – солнечный ветер приносит за собой метеоритный дождь, а лунная походка сменяется лунным бегом наперегонки с огненным градом в лучших традициях жанра экшен. Посторонись, «Форсаж» – на экране гонка на луноходе.
Детально прорисованный и технически оснащенный фильм, который выглядит вовсе не фантастикой, а вполне реалистичной, даже сегодня, картиной. Не лишенный человечности даже при минимальном присутствии живых душ в кадре. Нет партнера – не проблема, будем сопереживать гибель лунного дрона-помощника. И конечно, между строк наблюдать за стремительным взрослением героя, который вначале с опаской выглядывает даже в иллюминатор, а под конец – открывает люк и буквально прыгает из космоса и падает на Луну.
За истинную «слезовыжималку», впрочем, отвечает все же другая часть фильма. Сцены на Земле разворачиваются преимущественно в замкнутых пространствах всевозможных ЦУПов, так что динамика тут достигается за счет драматичных крупных планов, нервных диалогов на повышенных тонах и периодической суеты, сменяющейся напряженным вглядыванием героев в мониторы. Местами выглядит все это наивно и даже смешно – сплошное преувеличение и переигрывание, но история в итоге складывается такая трогательная и гуманистическая, что остальное легко списать на культурные особенности и специфику национального кинематографа.
Что до упомянутой слезной мелодрамы, то рыдают тут и впрямь взахлеб. Бывший директор оказывается связан личной историей и с астронавтом (через погибшего отца Хвана Сон У), и с НАСА, которое вот-вот возглавит кореянка, прекрасно знакомая с Ким Чже Гуком. Все семейные драмы в итоге выстраиваются в глобальную политическую историю. Полную сперва противоречий и противостояний – от души достается бьющимся за первенство любой ценой американцам, а к финалу – обеспеченного корейцами, одержавшими безоговорочную, если не техническую, то моральную победу, душеспасительного международного единения. Под лозунгом, гласящим, что Луна принадлежит всем – и никому конкретно. Печально (и закономерно), что в этой полной оптимизма картине будущего, согласно сюжету, нет места России.