Снимите это немедленно. Кадр из фильма «Я богиня»
В прокат выходит «Я богиня» – полнометражный режиссерский дебют актрисы Ольги Дибцевой с Александрой Бортич в главной роли. Сценарий Дибцева писала сама, совместно с Александром Собичевским, ее однокурсником по Московской школе кино, где они учились на курсе Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского. Тогда же и появилась идея этой романтической комедии, фильма-тренинга, как пишут на афише, который эти самые тренинги разоблачает, призывая искать любовь не в советах коучей, подружек, коллег и родителей, а в своем сердце.
Школьная учительница Лена (Бортич), молодая, но уже замотанная жизнью – работой, где приходится выслушивать постоянные упреки руководства, и семьей с опостылевшим мужем (Антон Филиппенко) – доходит до точки. Сперва ее отстраняют от уроков после экскурсии с классом, где разбитная подруга Женя (Дибцева) подставила Лену, кокетничая с незнакомцами на глазах у детей, а потом, дома, супруг устраивает классический «сюрприз» в виде любовницы в шкафу. Уволившись и собрав вещи, героиня планирует рыдать в подушку в общаге у приятельницы-полицейской Ани (Евгения Калинец), но та самая неунывающая Женя тащит ее на трансформационный тренинг для женщин, где агрессивный коуч в исполнении Ильи Соболева учит брошенок, разведенок и прочих неудачниц, как заполучить богатого мужика.
Вытащив Лену на сцену, тренер дает ей задание – и, сменив в тот же миг серую водолазку на платье в пайетках, девушка в компании новых подружек отправляется его выполнять. И скорее не благодаря, а вопреки действительно знакомится с, казалось бы, идеальным парнем – образованный, состоятельный, творческий, с тонкой душевной организацией Андрей (Сергей Ильин) выглядит принцем на белом коне. И наконец снявшая отдельное жилье – пусть и у ворчливой старушки (ее играет колоритная бабушка-блогер Супербуся) и с на первый взгляд невыносимым шумным соседом-алкашом за стенкой (Антон Васильев) – Лена решает, что новый знакомый отлично впишется в ее новую жизнь. Осталось выяснить, прикажешь ли сердцу – или все-таки нет.
«Я богиня» и впрямь фильм-тренинг, только постулирующий вовсе не то, что обычно заявляют ведущие всевозможных мотивационных семинаров. За оболочкой классической, на первый взгляд романтической комедии про условную Золушку, которая чудесным образом превращается в принцессу – замарашка силой воли и силой мысли (и поддавшись внушению некого гуру отношений – конечно, мужчины) находит богатого принца и живет припеваючи – скрывается более реалистичная, а оттого более глубокая история. Не успешного успеха, а того – места, человека, дела, – чем сердце успокоится.
Героиня Саши Бортич, тонкая, звонкая, но потухшая в рутине социально одобряемой жизни, учится любить и слышать – прежде всего себя. В том числе и через поход на тренинг, который в фильме не особо демонизирован и выглядит не зловещим сектантством, а весьма безобидным, хоть и бессмысленным девичьим весельем. И через отношения с идеальным мужчиной – но не для нее, а в глазах общества. Андрей этот, к слову, получился комичным и узнаваемым, как, впрочем, и все остальные персонажи. Примечательно, что он, как и Лена, находится в поиске себя, правда, уже осознанном. Казалось бы, из унылого банковского работника в актеры, что может быть возвышеннее – на деле же невыносимо душно.
Ольга Дибцева очень тонко работает не только с главными героями, но и с многочисленными деталями, вторым планом и в целом с атмосферой картины. От вроде бы случайных персонажей вроде той же бабуси-тиранши, сдающей Лене убитые хоромы в центре города, или же коллеги Андрея в исполнении Степана Девонина, который на корпоративе показывает Лене пример идеальных неидеальных отношений в духе «найти своих – и успокоиться». До непарадного портрета Питера, родного для Дибцевой города, который она показывает через его уникальный дух – слегка пьяный, с надрывом, с романтическими прогулками по Неве и судьбоносными знакомствами по ночам. С дворами-колодцами, в которые обязательно кто-нибудь выпадет из окна. С Эрмитажем, но не музеем, а местом авантюрных приключений.
«Я богиня» – пожалуй, одно из самых адекватных и актуальных за последнее время высказываний о сегодняшней 30-летней героине. Точно попадающее во все возможные повестки, при этом с юмором и без пошлости. Конечно, не без сказочного хеппи-энда, который все-таки неминуемо продиктован выбранным жанром, но в то же время и он выглядит куда более реалистичным, чем можно было предположить. Сердцу действительно не прикажешь, остается только прислушаться.