За кадром – разговор о том, может ли женщина распоряжаться своим телом. Кадр из фильма
В российский прокат выходит датский криминальный триллер «Молчание ангелов» режиссеров Эсбена Тоннесена и Юлие Эльгор. Последняя выступила еще и в качестве одного из сценаристов и продюсеров картины, а также сыграла в ней главную роль – IT-специалиста в полиции, которая вынуждена вернуться из отпуска по семейным обстоятельствам и подключиться к расследованию серии жестоких убийств. И дело это в какой-то момент становится для героини личным, ведь и она, судя по всему, может стать одной из жертв таинственного маньяка.
Лаура (Эльгор) и ее супруг Марк (Кристофер Лессо) переживают трагедию – после потери их неродившегося ребенка почти не разговаривают друг с другом, а женщина к тому же мучается кошмарами и жутковатыми видениями. Тем не менее, когда ей звонит начальница Сандра (Стине Стенгаде) и просит помочь в новом расследовании, соглашается вернуться на работу – видимо, в надежде отвлечься. Но не тут-то было, дело оказывается непростым и специфическим. Некто в маске жестоко убивает девушек, оставляя их тела в странных позах и с зажатыми в руках картами памяти с записью самого процесса убийства. Лаура, способная взломать любой компьютер, вместе с напарником Йеспером (Роланд Меллер) докапываются до детали, объединяющей всех жертв – когда-то каждая делала аборт.
«Молчание ангелов» – к слову, название отсылает к фразе «создатель ангелов», так называют женщин (в Дании, судя по одному из диалогов в фильме), сделавших аборт, и так убийца заставляет своих жертв назвать себя на камеру – поднимает табуированную и весьма острую в последнее время в мире тему. Пока второй сезон сериала «И просто так» (продолжения «Секса в большом городе») в Сети ругают за то, что его героини будто боятся произнести в кадре слово «аборт», даже если обсуждают его, датский триллер ничего не замалчивает. Напротив, берет самую спорную сторону вопроса – Лаура, как выясняется, решилась на процедуру на позднем сроке, узнав, что ребенок родится с тяжелым заболеванием. И сделала аборт, не сказав об этом мужу, который был против, тем самым утвердив свое столь оспариваемое противниками абортов право распоряжаться своим телом, частью которого до рождения является плод.
Таким образом история преступлений оказывается для авторов фильма поводом поговорить на животрепещущую тему. Маньяк изначально руководствуется личными мотивами (что, конечно, также нисколько не является оправданием), но чем дальше, тем больше олицетворяет, искаженно и утрированно, саму идею о недопустимости аборта и его приравнивании к убийству. Сюда же вплетается психологическая травма героини, которую ей так трудно проработать и прожить в том числе из-за бесконечного чувства вины и культуры замалчивания. Расследование превращается для Лауры в мучительные сеансы терапии, во время которых со своими страхами приходится столкнуться лицом к лицу – не только в процессе изучения биографий погибших и присутствия на вскрытиях, где женщина то и дело впадает в ступор, погружаясь в воспоминания, но и потому что работать приходится с напарником, чья жена вот-вот родит, и это еще одно болезненное напоминание.
Сюжет таким образом получается объемным, но интрига, как и полагается жанру, держится почти до конца и не замещается полностью упомянутым выше социальным контекстом. Есть место и финальному твисту, и обнадеживающему, несмотря на потери, финалу, который как раз таки свидетельствует о некотором избавлении и искуплении пусть и навязанного, но все же требовавшего какой-то проработки чувства вины главной героини. Которой вновь приходится взять всю ответственность за свою жизнь, свое будущее и свое тело на себя – ведь ни у кого больше такого права нет и быть не может.