То ли психопат, то ли и впрямь посланник преисподней приходит по душу невинного водителя. Кадр из фильма
В российском прокате – «Схватка с дьяволом» Юваля Адлера. Камерное кино на двоих, в котором Николас Кейдж вновь примеряет на себя привычный ему в последнее время инфернальный образ молчаливого и загадочного человека без имени, но с целью. Она, впрочем, остается туманной вплоть до самого финала – то ли криминального, то ли мистического, ведь и его партнер, возможно, не тот, за кого себя выдает.
Водитель (Киннаман) – скромный мужчина в очках – мчит по трассе, явно опаздывая куда-то. Из телефонных звонков становится понятно, что спешит он в больницу к жене, рожающей их второго ребенка. Кажется, успевает. Вот она, парковка, осталось лишь зайти внутрь госпиталя, подняться на нужный этаж и отыскать палату. Замешкавшись, он не сразу замечает на заднем сидении незнакомца (Кейдж), хоть и весьма приметного – красный «змеиный» пиджак, выкрашенные в красный же волосы, пистолет. Наставив оружие, он приказывает водителю возвращаться на шоссе и дальше следовать его указаниям. Тот в ужасе и якобы непонимании принимает правила игры. В конечной точке, как выясняется позже, их будет ждать кто-то из прошлого, общего на двоих. Однако до пункта назначения еще нужно добраться – каждая остановка может стать для кого-то последней.
Верно выбранный для кино с небольшим бюджетом формат – минимум мест действия, декораций и действующих лиц в кадре – и интригующая завязка обещают многое. Как и персонаж Кейджа, устраивающий дьявольский перформанс на заднем сидении – с выпученными глазами, отсвечивающий адским красным цветом, усиленным отблесками ночного неона за окном, хохочущий потусторонним смехом. То ли психопат, то ли и впрямь посланник преисподней, веселья ради или от скуки пришедший по душу невинного водителя, благопристойного отца семейства, оказавшегося не в том месте не в то время. Но чем дальше по дороге, тем более очевидным становится, что ни о какой случайности речь не идет. Это история если и мистическая, то все-таки о мести.
Авторам, к сожалению, не хватает сил вытянуть задуманный ими жанр на подобающий уровень. Сценарий оказывается пустышкой, которую режиссеры и актеры тщетно наполняют всем, что попадется под руку, – а оно сыпется и сыпется через многочисленные сюжетные дыры. Кейдж от безысходности бенефисит с перегибом в клоунаду, Киннеман, напротив, отвечает хоть за какую-то робкую интригу, пытаясь всеми способами удержать ее как можно дольше – пока наконец не настает время снять очки папаши-недотепы и доказать, что его жизнь построена на лжи. Больше обоим сказать нечего, остается плыть по слабому течению слабой истории к все более и более предсказуемому для всех финалу. Жаль, что из всех поворотов на столь кинематографичном и визуально, и по смыслу пути «Схватка с дьяволом» выбирает самый безопасный и скучный, даже не пытаясь подрифтовать и пощекотать нервы.
Обвинять сценариста тоже вроде как нельзя – он дебютант, и для первой пробы пера получается сносно. Вопросы к остальным, которые не смогли выжать из пространства – ночное шоссе на выезде из Лас-Вегаса будто само подкидывает одну идею за другой – и экспозиции, построенной на противостоянии загадочных и опасных незнакомцев, ни одного достойного твиста. Остается только болтовня, содержание которой – переливание из пустого в порожнее. Разве что на вынужденное бесстрашие Кейджа, гордо несущего бремя короля фильмов категории «Б», посмотреть в очередной раз будет не лишним.