Фото пропавшей дочери как улика. Кадр из фильма
В прокат выходит «Гипнотик» – новая работа режиссера Роберта Родригеса, сценарий к которой он написал совместно с Максом Боренштейном. Так, будто на дворе – максимум начало нулевых и Кристофер Нолан еще не придумал не то что «Начало», но даже «Мементо». С другой стороны, если не брать в расчет появившийся за два последних десятилетия огромный массив кино про игры разума со временем, то картина Родригеса выглядит вполне достойной (для категории «Б» – и подавно) жанровой историей. Еще и с не растерявшим формы Беном Аффлеком в главной роли.
Дочь детектива Дэнни Рурка (Аффлек) пропала при загадочных обстоятельствах – посреди бела дня и буквально на его глазах. С тех пор прошло уже несколько лет, девочку не нашли ни живой, ни мертвой, а ее отец пытается всеми способами восстановить события того дня в собственной памяти. Пока удается только добиться у психолога разрешения хотя бы вернуться на службу – вовремя, так как в городе как раз орудует странная банда грабителей банков, которые похищают по одной ячейке из разных отделений и больше ничего. И вот напарник Рэнди (Джей Ди Пардо) рассказывает Дэнни о новой наводке и дает прослушать запись анонимного звонка, на которой голос женщины указывает, где случится следующее ограбление. Прибыв на место, герои устанавливают слежку и подмечают загадочного мужчину (Уильям Фихтнер) – Рурк уверен, что грабитель он, и пытается предотвратить кражу. Для этого проникает в хранилище и заблаговременно сам вскрывает ячейку, на которую, судя по наводке неизвестной, ведется охота. В ней – фото его дочери с бессмысленной на первый взгляд подписью.
С этого места на экране начинается сверхъестественное. Гипнотик – не просто красивое слово в названии, а в данном случае вполне конкретное описание человека, обладающего способностью контролировать сознание другого. Без всяких считалок и маятников, одним пристальным взглядом такие люди могут преобразить реальность другого, точнее заставить его думать, что он находится в определенном месте, что должен совершить определенное действие. В общем гипноз «80-го уровня». Дэнни, конечно, тоже не прост, и сюжетные твисты начинают сыпаться на зрителя как из рога изобилия. Внезапные союзники – например, та самая женщина, звонившая в полицию, а оказавшаяся еще одним гипнотиком по имени Диана Круз (Алиси Брага) – сперва помогают, потом оказываются по другую сторону баррикад, но и это еще не конец.
Визуально «Гипнотик» не хватает звезд с неба, но уверенно существует в крепких, устоявшихся рамках научно-фантастического символического ряда. Реальность оборачивается декорациями и разрушается на глазах, чтобы собраться в новую – то ли настоящую, то ли, как говорят здесь, очередной «конструкт». Есть, впрочем, и чуть поднимающие планку сцены, напоминающие перевертыши из марвеловского «Доктора Стрэнджа» – над головой вырастают дороги и крыши, мир закругляется и вращается по новым траекториям и орбитам. Прийти в себя после такого героям не всегда просто, но схватка умов набирает обороты. Появляется, например, концепция, согласно которой гипнотики могут стирать память самим себе – кажется, весьма неплохой навык для жизни.
Динамично, не затянуто, напряженно – фильм Родригеса подкупает слаженной и выверенной композицией, благодаря чему его вторичность и устарелость не раздражают. А, наоборот, навевают приятные ностальгические чувства, напоминают о временах, когда кино было беззаботным развлечением для ума и сердца, супергерои не болели депрессией, а режиссеры не истязали аудиторию заумной доморощенной философией и вызывающей приступы графикой. Оттуда же и Бен Аффлек со скупой мимикой и более чем пригодной для экшен-сцен пластикой, совмещающий в себе образ агента-мыслителя, способного притянуть к себе внимание, даже стоя в сторонке без движения, – достаточно скривить таинственную улыбку и подождать, пока сила мысли сделает всю черную работу.