Озон выступил в защиту феминизма. Кадр из фильма
В российский прокат выходит «Мое преступление» Франсуа Озона, на этот раз снявшего ироничный и изобретательный, что вполне в его духе, ретродетектив. А вот заигрывания с эпохами, тем более такими далекими (действие разворачивается в 30-е годы XX века), для режиссера редкость. В основе сценария – одноименная пьеса 1934 года дуэта драматургов Жоржа Берра и Луи Вернея, в одной из ролей – Изабель Юппер.
Молодая и пока не очень удачливая актриса Мадлен (Надя Терешкевич) делит небольшую парижскую квартиру с подругой, начинающей адвокатессой Полин (Ребекка Мардер). Обе сидят без денег, за аренду платят обаянием и красноречием, перед которыми не первый месяц не может устоять хозяин дома, и живут ожиданием скорого успеха в карьере и личной жизни. С последним, как и с первым, к слову, не клеится, хотя у Мадлен и есть весьма завидный жених, сын крупного промышленника Боннара, производящего автомобильные шины, по имени Андре (Эдуар Сюльпис). Только вот наследства отца (его играет Андре Дюссолье) придется ждать долго, а работать юноша не собирается. Однажды Мадлен возвращается домой в расстроенных чувствах и рассказывает Полин, что позвавший ее на пробы известный продюсер Монферран (Жан-Кристоф Буве) оказался мерзавцем и предлагал ей стать его любовницей в обмен на роли. Оскорбленная девушка с трудом вырвалась из его объятий и бежала без оглядки, попрощавшись в очередной раз с мечтой о славе. А на следующий день все газеты пестрят новостями: Монферран был застрелен в своем особняке как раз в то время, когда там предположительно находилась Мадлен. Ее вызывают в качестве свидетельницы, но она, посовещавшись с Полин, вдруг сознается в убийстве.
На первый взгляд «Мое преступление» кажется фильмом очень легкомысленным, однако при ближайшем рассмотрении и форма, и содержание выдают неожиданную глубину. Визуальную – взять хотя бы перемежающие основное действие остроумные черно-белые вставки в стиле немого кино, то и дело иллюстрирующие показания сплошь ненадежных свидетелей и завиральные версии комичного в своей важности следователя Рабюссе (Фабрис Лукини). И конечно, смысловую. Написанная без малого век назад пьеса в руках режиссера Озона звучит актуально. Без морализаторства и кричащего социального посыла – выбранный стиль, пародийный, сатирический, насмешливый, доносит идею куда более здоровым и доступным образом.
«Мое преступление» – изящнейший феминистский манифест. Главные героини, существующие в не сильно изменившемся и по сей день обществе торжествующего пренебрежения к умственным способностям женщин со всеми вытекающими, красиво обводят вокруг пальца вполне заслуживающих того мужчин. Дуэт Мадлен и Полин с не до конца проговоренными внутри него отношениями, но достаточно недвусмысленно выраженными в нескольких едва заметных сценах, превращается в этакую мини-банду. Но винить их за ложь и стремление на этой лжи нажиться не получается: это действительно в большей степени превосходно сыгранные роли и театральный перформанс, от которого, по сути, не страдает никто, кроме убиенного продюсера.
Но он получил по заслугам – объяснив убийство Монферрана стремлением защитить свою честь, Мадлен не была так уж далека от истины, если принять во внимание, что на ее честь он все-таки покушался. Все остальные в итоге не остаются внакладе. Да и не все мужчины в фильме – негодяи. Кажущийся скользким типом, в том числе из-за близкого знакомства с убиенным, архитектор и строитель Пальмаред (Дэни Бун) предстает верным семьянином, будто бы недалекий следователь Рабюссе – вполне рациональным служителем закона, промышленник Боннар – не таким уж властным и всемогущим злодеем, даже бедолага Андре в итоге переосмысляет свою бесцельную жизнь и изрекает великое: «Ради вас я готов на все, даже работать!»
Все они безобидны, но все-таки создают прецедент, вынуждая прекрасных дам добиваться хорошей жизни уловками. Потому как честным путем ни актрисе, ни адвокатессе не пробиться и не заявить о себе. Символична в этом контексте и роль-бенефис Изабель Юппер: в рыжих кудрях и эксцентричных нарядах она играет уморительную звезду немого кино Одетт Шуметт, запомнившуюся всем персонажам мужского пола старшего поколения, но с приходом кино звукового оставшуюся не у дел. Неожиданная шумиха с убийством продюсера – и вот ей выпадает шанс заговорить, которого так и не досталось на экране. И пусть даже не пытаются заткнуть женщине рот.