0
23280
Газета Кино Печатная версия

20.06.2023 17:37:00

Изабель Юппер сыграла звезду немого кино

Франсуа Озон отвечает на вопрос, почему женщины убивают

Тэги: кинопремьера, мое преступление, франсуа озон, изабель юппер, феминистский манифест, инокритика


кинопремьера, мое преступление, франсуа озон, изабель юппер, феминистский манифест, инокритика Озон выступил в защиту феминизма. Кадр из фильма

В российский прокат выходит «Мое преступление» Франсуа Озона, на этот раз снявшего ироничный и изобретательный, что вполне в его духе, ретродетектив. А вот заигрывания с эпохами, тем более такими далекими (действие разворачивается в 30-е годы XX века), для режиссера редкость. В основе сценария – одноименная пьеса 1934 года дуэта драматургов Жоржа Берра и Луи Вернея, в одной из ролей – Изабель Юппер.

Молодая и пока не очень удачливая актриса Мадлен (Надя Терешкевич) делит небольшую парижскую квартиру с подругой, начинающей адвокатессой Полин (Ребекка Мардер). Обе сидят без денег, за аренду платят обаянием и красноречием, перед которыми не первый месяц не может устоять хозяин дома, и живут ожиданием скорого успеха в карьере и личной жизни. С последним, как и с первым, к слову, не клеится, хотя у Мадлен и есть весьма завидный жених, сын крупного промышленника Боннара, производящего автомобильные шины, по имени Андре (Эдуар Сюльпис). Только вот наследства отца (его играет Андре Дюссолье) придется ждать долго, а работать юноша не собирается. Однажды Мадлен возвращается домой в расстроенных чувствах и рассказывает Полин, что позвавший ее на пробы известный продюсер Монферран (Жан-Кристоф Буве) оказался мерзавцем и предлагал ей стать его любовницей в обмен на роли. Оскорбленная девушка с трудом вырвалась из его объятий и бежала без оглядки, попрощавшись в очередной раз с мечтой о славе. А на следующий день все газеты пестрят новостями: Монферран был застрелен в своем особняке как раз в то время, когда там предположительно находилась Мадлен. Ее вызывают в качестве свидетельницы, но она, посовещавшись с Полин, вдруг сознается в убийстве.

На первый взгляд «Мое преступление» кажется фильмом очень легкомысленным, однако при ближайшем рассмотрении и форма, и содержание выдают неожиданную глубину. Визуальную – взять хотя бы перемежающие основное действие остроумные черно-белые вставки в стиле немого кино, то и дело иллюстрирующие показания сплошь ненадежных свидетелей и завиральные версии комичного в своей важности следователя Рабюссе (Фабрис Лукини). И конечно, смысловую. Написанная без малого век назад пьеса в руках режиссера Озона звучит актуально. Без морализаторства и кричащего социального посыла – выбранный стиль, пародийный, сатирический, насмешливый, доносит идею куда более здоровым и доступным образом.

«Мое преступление» – изящнейший феминистский манифест. Главные героини, существующие в не сильно изменившемся и по сей день обществе торжествующего пренебрежения к умственным способностям женщин со всеми вытекающими, красиво обводят вокруг пальца вполне заслуживающих того мужчин. Дуэт Мадлен и Полин с не до конца проговоренными внутри него отношениями, но достаточно недвусмысленно выраженными в нескольких едва заметных сценах, превращается в этакую мини-банду. Но винить их за ложь и стремление на этой лжи нажиться не получается: это действительно в большей степени превосходно сыгранные роли и театральный перформанс, от которого, по сути, не страдает никто, кроме убиенного продюсера.

Но он получил по заслугам – объяснив убийство Монферрана стремлением защитить свою честь, Мадлен не была так уж далека от истины, если принять во внимание, что на ее честь он все-таки покушался. Все остальные в итоге не остаются внакладе. Да и не все мужчины в фильме – негодяи. Кажущийся скользким типом, в том числе из-за близкого знакомства с убиенным, архитектор и строитель Пальмаред (Дэни Бун) предстает верным семьянином, будто бы недалекий следователь Рабюссе – вполне рациональным служителем закона, промышленник Боннар – не таким уж властным и всемогущим злодеем, даже бедолага Андре в итоге переосмысляет свою бесцельную жизнь и изрекает великое: «Ради вас я готов на все, даже работать!»

Все они безобидны, но все-таки создают прецедент, вынуждая прекрасных дам добиваться хорошей жизни уловками. Потому как честным путем ни актрисе, ни адвокатессе не пробиться и не заявить о себе. Символична в этом контексте и роль-бенефис Изабель Юппер: в рыжих кудрях и эксцентричных нарядах она играет уморительную звезду немого кино Одетт Шуметт, запомнившуюся всем персонажам мужского пола старшего поколения, но с приходом кино звукового оставшуюся не у дел. Неожиданная шумиха с убийством продюсера – и вот ей выпадает шанс заговорить, которого так и не досталось на экране. И пусть даже не пытаются заткнуть женщине рот. 


Читайте также


Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Наталия Григорьева

Режиссер Максим Кудымов снял российский ответ "Людям Икс"

0
3649
Инфоцыганка в исполнении Оксаны Акиньшиной отвечает за слова

Инфоцыганка в исполнении Оксаны Акиньшиной отвечает за слова

Наталия Григорьева

Создательница тренинга по исполнению желаний попадает в тюрьму

0
7656
Хью Грант проверяет, сильна ли вера верующих

Хью Грант проверяет, сильна ли вера верующих

Наталия Григорьева

Сценаристы "Тихого места" сняли религиозный хоррор

0
8999
В жизни как в театре. В прокат выходит драмеди "Каникулы"

В жизни как в театре. В прокат выходит драмеди "Каникулы"

Елизавета Авдошина

0
9045

Другие новости