Компания хиппи, протестующих против диктатуры и полицейского беспредела в уединенном уголке Средиземноморья. Кадр из фильма
В российский прокат выходит картина «В ожидании Дали» режиссера и сценариста Давида Пужоля. Третья наряду с документальными лентами «Последний шедевр Дали» (2015) и «Сальвадор Дали: В поисках бессмертия» (2018) в его фильмографии работа, посвященная жизни и творчеству художника. Так же, как и предыдущие, снятая с одобрения и при поддержке Фонда Гала–Дали. И первая в этом ряду игровая, хоть и основанная на реальных фактах из биографии Дали и его музы и супруги Галы. Правда, в этот раз знаменитая чета – не главные герои.
Действие разворачивается в 1974 году, на излете франкистского режима в Испании. В обществе царят революционные настроения, молодежь протестует – в том числе и на улицах Барселоны. После того как повар местного изысканного ресторана Альберто (Поль Лопес) принимает участие в поджоге администрации, его друзья и соратники советуют ему укрыться от полиции где-то на побережье – вместе с ним в курортный городок Кадакес уезжает и его брат Фернандо (Иван Массаге), су-шеф в том же ресторане, подающий большие надежды кулинарный творец. Сидеть без дела на новом месте не придется, так как приятель братьев, посоветовавший им сменить место пребывания, крутит роман с дочкой кадакесского ресторатора Жюля (Хосе Гарсия) – эксцентричного интеллектуала и страстного поклонника творчества обитающего по соседству Сальвадора Дали.
Свой ресторан он назвал «Эль Сюрреаль» и обставил копиями произведений художника. Цель всей его жизни – угостить Дали обедом, однако тот не спешит заглянуть в ресторан Жюля, предпочитая другой. Появление Фернандо, который влюбляется в ту самую дочку хозяина Лолу (Клара Понсо) и начинает создавать в «Эль Сюрреале» высокую кухню, дарит местным новую надежду. Альберто же в это время заводит роман с русской девушкой Лесей (Варвара Бородина), путешествующей по Европе в компании друзей-хиппи и протестующей против диктатуры и полицейского беспредела, которому есть место и в этом отдаленном и уединенном уголке Средиземноморья.
Кулинария в последние пару лет незаметно стала очень популярной темой в кино: будь то победивший в Каннах сатирический «Треугольник печали» Рубена Эстлунда, герои которого «живописно» давятся изысканными блюдами во время морского шторма, или же комедийный триллер «Меню», в котором мишленовский ресторан становится местом действия для затеянной шеф-поваром кровавой игры, а также сериалы «Медведь» – динамичное драмеди про кухонную жизнь небольшой забегаловки и «Джулия» – про то, как появилось первое телевизионное кулинарное шоу. И это далеко не весь список. Вот и Давид Пужоль использует кафе как декорацию и фон для своего фильма, вдохновляясь, к слову, вполне реальным местом – завоевавшим три звезды «Мишлен» испанским рестораном «El Bulli», проработавшим с 1964 по 2011 год и превращенным сегодня в кулинарный музей и культурный центр. Фернандо из «В ожидании Дали», как и его прототипы – шефы «El Bulli» Ферран и Альбер Андриа – создает кулинарные шедевры, изысканные по форме и содержанию. Сперва непонятные местным, привыкшим к простой и быстрой готовке из свежайших даров моря, но в итоге привлекающих внимание и даже отвлекающих несчастного фаната Жюля от его одержимости художником Дали. Оказывается, что стоит расслабиться и отпустить ситуацию, а то и вовсе позволить хаосу взять верх – и мечта сразу же исполнится.
История ресторана не ключевая в фильме, но именно она становится отражением всех происходящих вокруг событий. Революция на кухне вторит настроениям в обществе, а герои, поначалу разобщенные, растерянные, испуганные, обретают смысл жизни, покой и любовь за расставленными буквально на пляже столиками. Не является главной и линия самого Дали – он и вовсе появляется в кадре то со спины, то тенью, то где-то вдалеке. Пририсовывает усы героям, уснувшим возле его дома, устраивает перформансы вместе с Галой, катается на лодке и на своем черном кадиллаке, проповедует свою философию зевакам на пляже – с посохом и в длинном свободном одеянии. Местный святой, легенда, покровитель и достопримечательность – реальный Дали, большой ценитель еды, и правда прожил в Кадакесе полвека, постепенно расширяя свои владения новыми рыбацкими домиками и участками. Так что знаток его жизни и творчества Пужоль, очевидно, использовал при создании фильма вполне реальные факты и свидетельства.
Все это позволяет точно воспроизвести на экране эпоху, совместить реальность с вымыслом и тем самым воссоздать атмосферу удивительного уголка мира, в котором искусство превращается в образ жизни и неотъемлемую часть быта – даже кухня и кулинария становятся арт-объектом, а ресторан превращается в музей под открытым небом. Но не застывшим и пыльным собранием произведений, а живым, дышащим, рождающимся на глазах творением гениев своего дела. Вдохновленным не только присутствием по соседству таланта уже признанного, но и самим временем, требующим перемен. Бунт добирается до сонного Кадакеса и принимает причудливые формы, в тарелках и в умах. Так за кажущейся безумием любовью Жюля к Дали скрывается его глубокое знание и понимание живописи, его преданность малой родине – и его заразительное жизнелюбие, подпитанное незаходящим солнцем. Все ссоры, страхи, конфликты, разочарования, в финале выливающиеся сперва в пир на весь мир, а потом и в разрушительный скандал, сводятся к примирению – в том числе с невозможностью повлиять на все в этой жизни. Главное – продолжать мечтать, и однажды мир все-таки изменится к лучшему. И Дали сядет за столик «Эль Сюрреаля».